Что означают поправки в Конституцию и как за них голосовать

Что означают поправки в Конституцию и как за них голосовать

25 февраля 2020 г. 9:48

Обзор прессы 25 февраля

Ведущие федеральные издания не выпускают из поля зрения процесс конституционных поправок и продолжают информировать читателя обо всех появляющихся подробностях.  

РБК выяснил детали законопроекта об общероссийском голосовании по Конституции. Наблюдателей сможет назначать Общественная палата, телеканалы выделят эфирное время, а вопрос в бюллетене будет утвержден указом президента.

Примерная формулировка вопроса в бюллетене будет звучать следующим образом: «Согласны ли вы с предложенными изменениями в Конституцию?» Напротив нее будет две графы — «да» и «нет», рассказал РБК сопредседатель рабочей группы по поправкам и глава думского комитета по законодательству и госстроительству Павел Крашенинников. Сам вопрос, который будет выноситься на голосование, будет утвержден указом президента о назначении общероссийского голосования.

Весь блок поправок в Конституцию будет принят одним пакетом, говорили ранее члены рабочей группы. После трех чтений в Госдуме за блок поправок должны проголосовать как минимум две трети заксобраний субъектов Федерации, после чего пакет поправок утвердит Совет Федерации, а затем будет подписан президентом, говорит собеседник в рабочей группе. После этого поправки единым блоком будут вынесены на всероссийское голосование. Голосование будет регламентировано отдельным законом.

В законе о голосовании планируется указать, что наблюдателей за его проведением, подсчетом голосов и установлением итогов будут назначать Общественная палата и региональные общественные палаты, говорит собеседник РБК, знакомый с готовящимся текстом законопроекта. Также Общественная палата сможет назначить наблюдателя в Центризбирком после официального опубликования указа президента о голосовании, а региональные общественные палаты смогут назначить наблюдателей в региональные избиркомы.

Законом предлагается регламентировать только наблюдение от Общественной палаты, подтвердил РБК сопредседатель рабочей группы по изменению Конституции Крашенинников.

Наблюдателей будет назначать Общественная палата, сказал РБК и сопредседатель рабочей группы, глава комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас. «Общественная палата будет глобальным оператором этой истории, — уточнил он. — При этом мы обсуждали, что соглашения будут заключены и с Ассоциацией юристов, и с другими объединениями, которые готовы предоставлять наблюдателей».

Он считает, что в ходе общероссийского голосования не будет большого количества нарушений. «Там не будет таких нарушений, которые могут быть, если бьются два кандидата, нет такого напряжения, — пояснил сенатор. — Поэтому нам важна только достоверность, важно понимать, что никто не вбрасывает пачками бюллетени». Поэтому рабочая группа заинтересована в том, чтобы наблюдателей в ходе голосования было как можно больше.

Ранее ТАСС со ссылкой на зампреда Центризбиркома Николая Булаева сообщал, что ЦИК заключит соглашение с Общественной палатой о привлечении наблюдателей на голосование. Палата будет иметь возможность направлять своих наблюдателей, а также наблюдателей от партий, которые могут изъявить такое желание.

Сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконьянц считает, что такой подход ограничит возможности наблюдения для гражданского общества. «Если бы голосование проходило по закону о референдуме, на участки могли бы направлять наблюдателей политические партии, общественные объединения, инициативные агитационные группы, инициативная группа по референдуму, — был бы достаточно широкий спектр субъектов с возможностью направлять наблюдателей. Соответственно, была бы создана более конкурентная среда по наблюдению. В данном случае мы видим установление монополии Общественной палаты на наблюдение», — констатирует Мельконьянц.

Он перечисляет вопросы к процедуре отбора наблюдателей: непонятно, сколько наблюдателей палата сможет направлять на один избирательный участок, по какому принципу она будет решать, кому разрешить, а кому отказать стать наблюдателем, как будет их распределять по участкам.

Крашенинников считает, что представители оппозиции могут попробовать попасть в наблюдатели через Общественную палату, кроме того, практически все партии представлены в ТИК (в качестве членов территориальных комиссий с правом решающего голоса), говорит глава комитета.

Глава Общественной палаты Лидия Михеева отметила, что говорить о порядке наблюдения на общероссийском голосовании сейчас преждевременно, поскольку он еще не определен. После того как ЦИК на основе принятого закона определит процедуру проведения всероссийского голосования, Общественная палата подготовит нормативно-правовую базу для формирования корпуса общественных наблюдателей, отметила она. «В любом случае мы будем отталкиваться от тех стандартов процедуры осуществления общественного контроля, которые использовались в ходе голосования на выборах президента и в единый день голосования», — добавила Михеева.

В законе о порядке проведения голосования будет прописано информирование россиян о голосовании по Конституции, знает собеседник РБК, знакомый с готовящимся текстом законопроекта. В частности, по его словам, будет сказано, что со дня выхода президентского указа о проведении голосования до дня официального опубликования ЦИК его результатов общероссийские и региональные государственные организации телерадиовещания, редакции общероссийских и региональных государственных печатных изданий предоставляют ЦИК и региональным избиркомам эфирное время и печатную площадь. В частности, общероссийские государственные телеканалы еженедельно предоставляют не менее 15 минут эфира, региональные — не менее десяти минут эфира, а печатные издания (как федеральные, так и региональные) — не менее одной сотой от еженедельного объема печатной площади.

Детали законопроекта по процедуре голосования еще дорабатываются и будут вноситься в качестве поправок в профильный комитет Госдумы, знает собеседник, знакомый с работой над законопроектом. Комитет планирует рассмотреть законопроект на заседании 27 февраля, говорят собеседники РБК.

«Независимая газета» продолжает тему. Задуманные и анонсированные президентом РФ поправки к Конституции многими были интерпретированы как частичная реформа системы власти, перераспределение полномочий внутри нее, возможная перемена ролей ряда институтов. Последнее, в частности, касается Государственной думы, Совета Федерации, Госсовета.

Пока же, судя по данным опроса Левада-Центра, в представлении граждан Дума и Совфед уступают по степени влияния не только президенту, спецслужбам и администрации главы государства, но даже полиции, губернаторам и СМИ. Опрошенные социологами должны были оценить влияние каждого из перечисленных институтов по пятибалльной шкале. Рейтинг обеих палат парламента – 3,24, примерно такой же, как и год назад. Для сравнения, показатель президента – 4,32, Вооруженных сил – 4,14, ФСБ и других спецслужб – 3,97. Правительство продемонстрировало небольшой рост рейтинга – 3,58 после 3,55 в 2019 году. Вероятно, это связано с кадровыми перестановками и является «авансовой» оценкой. Как бы то ни было, администрация президента все равно опережает правительство – у нее 3,6.

Конституция в ее нынешней редакции – это Основной закон гиперпрезидентского государства. Путин несколько раз дал понять, что не будет искать способ остаться на очередной срок. В то же время предполагать, что он само-устранится, отойдет от власти, едва ли стоит. Любой институт, который возглавит Путин в 2024 году, повысит свой статус. Но объявленные поправки к Конституции могли бы закрепить такое усиление роли сразу за несколькими институтами, причем долгосрочно и независимо от того, кто ими руководит. Одновременно с частичным ослаблением, ограничением президентской власти (необходимыми, чтобы преемник Путина не обрел равное ему влияние) это дало бы стране более гармоничную, многополюсную систему управления.

Однако рабочая группа, занятая поправками в текст Конституции, пока, похоже, не сумела оформить новые центры силы. Невозможно понять, где же место Путина в обновленной системе, в чем принципиальное усиление тех же Думы и Совета Федерации, какие полномочия даст Основной закон – 2020 спикерам палат парламента, какие перспективы появятся у политических партий, откуда, из какого кабинета или с какой трибуны можно будет реально ограничивать президентскую власть. Сложно поверить в то, что реальный транзит власти может сопровождаться лишь косметическим ремонтом системы. Скорее выполнение задачи оказалось сложно вписать в сжатые сроки.

Действующий глава государства, судя по всему, хочет для себя и своего окружения определенных гарантий после транзита, и под это подстраивается система. Но стране усиление альтернативных президентской власти институтов нужно не для того, чтобы персонально с Путиным все было в порядке. Институциональный баланс должен гарантировать гражданам их права, свободы, льготы. Они не могут зависеть от того, кто именно занял высшую должность, как зовут этого человека. У любой структуры, которая хотела бы – и может – ограничить граждан, должен быть действенный противовес.

Нет ощущения, что эту цель преследует власть, желая поправить текст Конституции. Скорее усиление институтов может произойти лишь в режиме побочного эффекта. У любого института есть свой бюрократический аппарат. В том случае, если система меняется не ради прав и свобод человека, а в каких-то других целях, именно бюрократия становится главным бенефициаром трансформации. То или иное начальство вдруг начинает чувствовать себя более важным, значимым, чем раньше, даже если институты не получают реальных инструментов влияния. Граждане от таких трансформаций не получают ничего, они просто наблюдают за непонятными телодвижениями власти.