Фрактальные проблемы Джастина Трюдо

Фрактальные проблемы Джастина Трюдо

19 февраля 2020 г. 15:17

В транспортном и энергетическом коллапсе, который постепенно надвигается на канадскую экономику и подрывает рейтинг правительства Трюдо, как в капле воды отражаются все фундаментальные проблемы современного западного либерализма. Представители индейских племен (плюс примкнувшие к ним экологи) перекрывают железнодорожные магистрали, срывая тем самым доставку ключевых грузов, пассажирское сообщение и строительство ключевой энергетической инфраструктуры - одного газавопровода и двух нефтепроводов. Все трубопроводные проекты, которые страдают от "индейской блокады", нужны для того, чтобы вывести канадский сектор добычи углеводороводов из глубокого кризиса и обеспечить рост бюджетных поступлений, без которых вообще невозможно реализовать амбициозные социальные проблемы леволиберального премьера.

Имплицитный запрет на экономическую логику принятия политических решений и приоритезация чувств и интересов тех социальных групп, которые находятся выше в "иерархии обиженных меньшинств" - это два идеологических столпа любого либерального правительства современного разлива.

Индейские племена и особенно политические активисты, говорящие от их имени - находятся в "иерархии обиженных меньшинств" довольно высоко и потому, например, полиция (которую контролирует правительство) отказывается выполнять судебное решение, принятое в пользу местной железнодорожной компании Canadian National Railway Co, и силой убрать протестующих с путей в Онтарио. Пассажирское сообщение - сорвано, поставки топлива для весенних полевых работ - почти сорваны, строительство трубопроводов - в подвешенном состоянии.

Вариант "просто объявить, что все уже решено по закону, и вообще стране нужны экспортные трубопроводы" - тоже не подходит, из-за уже упомянутого запрета на экономические решения политического характера, тем более, что в поддержку протестующих против газопровода и нефтепродоводов уже выступила Грета Тунберг, которая для канадских мейнстримных СМИ обладает авторитетом и влиянием, сравнимым с авторитетом и влиянием Папы Франциска в какой-нибудь религиозной стране Латинской Америки.

Так как публичная апелляция к логике фактически объявлена признаком "злостного и циничного капитализма, убивающего планету", а быть циничным капиталистом Трюдо нельзя, ему приходится срочно придумывать какой-то способ найти красивую и социально одобряемую мотивацию для социально ненавидимых инфраструктурных проектов.

За две недели железнодорожной блокады, которая по разрушительности вполне сравнима с неплохой партизанской войной XX века, были перепробованы несколько подходов для создания необходимого политического прикрытия и ни один нельзя признать успешным. Пока, как справедливо отмечает британская The Guardian (которая, как и вся либеральная пресса англоязычного мира следит за Трюдо с огромной симпатией, но нещадно карает за малейшее отступление от :линии партии"), месседж премьера сводится к необходимости "диалога и взаимного уважения" - то есть проявлению тех качеств, которые сам лидер канадских леволибералов принципиально отказывается применять в отношении нефтяников, газовиков и вообще жителей провинций, которые голосовали против него на недавних выборах.

Впрочем, голод (в данном случае энергетический и финансовый) - не тетка, и решать проблему индейцев все-таки придется. С учетом того что в Канаде медленно, но верно, растут сепаратистские движения в нефтяных регионах, правительству придется выбрать между двумя плохими вариантами: испортить себе имидж в глазах любителей индейцев и Греты Тунберг, или иметь дело с риском развала страны. Трюдо, скорее всего, выберет единственный эффективный подход: несмотря на имиджевые потери достроить трубопроводы и убрать блокаду, а на полученные от экспорта углеводородов доходы долго-долго финансировать подачки индейским и экологическим активистам чтобы снова стать их самым любимым политиком. До следующих выборов времени много - он вполне может успеть.