Итоги голосования по конституционным поправкам и их признание

Итоги голосования по конституционным поправкам и их признание

18 февраля 2020 г. 9:47

Обзор прессы 18 февраля

Ряд ведущих федеральных изданий обратился сегодня в своих публикациях по внутренней политике России к теме признания итогов будущего всенародного голосования по изменениям в Конституцию. Примечательно, что представители КПРФ готовятся очень пристально наблюдать за самой процедурой проведения плебисцита.

«Коммерсант» пишет, что в законопроект о поправках к Конституции может быть вписана норма об условиях непризнания итогов общероссийского голосования по этим поправкам: это может произойти, если допущенные при голосовании нарушения не позволят с достоверностью определить результаты.

При этом источники “Ъ” заявляют, что пока в администрации президента нет планов установить какую-либо ответственность за возможные фальсификации при голосовании: там полагают, что их не будет, поскольку нет сторон, заинтересованных в фальсификации. Сопредседатель рабочей группы по подготовке изменений в Конституцию Павел Крашенинников сказал “Ъ”, что вопрос об ответственности за возможные фальсификации еще будет обсуждаться с Центризбиркомом.

Такая норма содержится в законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Но общероссийское голосование не регулируется законами о выборах или референдуме, поэтому и вопросы нарушений в ходе голосования и наказаний за них никак не регламентированы. Центризбирком будет ориентироваться на информацию с избирательных участков и жалобы наблюдателей, поясняет собеседник “Ъ”. Глава ЦИКа Элла Памфилова заявила ранее в интервью “Ъ”, что рассчитывает на процедуру наблюдения за голосованием, аналогичную той, которая есть в законе о выборах президента: «Надеюсь, процедура наблюдения будет аналогична той, которая есть в президентском законе, без лишних барьеров, благожелательная и доступная для наблюдателя. Мы заинтересованы в максимальном наблюдении и обеспечении его прозрачности».

Собеседник “Ъ” в АП также заявил, что процедура голосования будет регламентирована максимально близко к требованиям закона о выборах президента, несмотря на существенные отличия предстоящего голосования от выборов главы государства.

При этом сопредседатель рабочей группы по подготовке поправок к Конституции Павел Крашенинников в понедельник сказал “Ъ”, что ответственность за возможные фальсификации в ходе общероссийского голосования действительно пока не предусмотрена, но вскоре он планирует обсудить этот вопрос с представителями ЦИКа.

Ряд источников “Ъ”, близких к администрации президента, считают, что протестного голосования не будет и те, кто придет на участки, скорее всего поддержат конституционные поправки. «Это же не выборы», — говорит один из собеседников “Ъ”. Другой ссылается на социологические замеры, которые, по его словам, говорят о поддержке предлагаемых изменений. Ранее “Ъ” сообщал, что на специальном семинаре для вице-губернаторов и глав региональных избиркомов в конце прошлой недели участникам сообщили, что идеальным результатом голосования могли бы быть 70% поддержки поправок при явке 60%, а желательным — явка более 50%.

В понедельник собеседник “Ъ”, близкий к АП, заявил, что, если явка окажется менее 45%, в отношении региональных чиновников могут последовать оргвыводы. Другой источник “Ъ” предположил, что в процедурную часть законопроекта может быть внесено требование поддержки поправок на уровне более 50% от проголосовавших — при меньшем результате поправки поддержанными считаться не будут.

Итоги голосования будут юридически значимыми, поэтому вызывает обеспокоенность отсутствие административной и уголовной ответственности за возможные нарушения во время голосования, отмечает сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконьянц. Господин Мельконьянц опасается злоупотреблений административным ресурсом в ходе агитационной кампании, давления на зависимые от государства группы граждан и фальсификаций в день голосования. Под большим вопросом и возможность судебного оспаривания результатов. Эксперт считает, что результаты голосования рискуют быть дискредитированными процедурой.

Разработчиков процедуры голосования не волнует ответственность за возможные нарушения, поскольку, с их точки зрения, нет заинтересованных сторон, которые могли бы опротестовать его итоги: ни парламентская оппозиция, ни несистемная пока не демонстрировали таких намерений, поясняет политолог Алексей Макаркин. Он напоминает, что голосование носит «факультативный характер»: «У него не правовая задача, а политическая — подкрепить изменения поддержкой народа».

«Независимая газета» пишет, что КПРФ, продвигая в регионах собственные поправки к Конституции, прямо называет это подготовкой к будущим выборам. Руководство КПРФ уже поставило перед активом задачу каждый день повышать градус агитации. Прямое свидетельство такого вхождения в избирательную кампанию – это заявление зампреда ЦК Юрия Афонина о необходимости обеспечить тотальное наблюдение на участках. Эксперты напомнили, что пока оппозиции этого ни разу сделать не удалось. Причина прежде всего в низкой политической культуре общества, которое не видит смысла в выборах и пока не готово бороться за изменение ситуации.

Коммунисты открыто разворачивают подготовку к будущим избирательным кампаниям, используя как повод и предстоящее общероссийское голосование за поправки к Конституции, и сам процесс их обсуждения в парламенте и обществе.

В регионах уже началась активная агитационная работа. Например, поправки КПРФ в Основной закон получили название «Конституция справедливости» – и в их поддержку повсеместно начат сбор подписей. Одновременно в разных городах левые проводят акции протеста против нынешней «буржуазной Конституции» в любой ее редакции.

Выступая в Центре политической учебы КПРФ, зампред ЦК Афонин и сделал ряд откровенных заявлений. Он, например, не стал скрывать, что работу по продвижению поправок КПРФ можно считать началом активной фазы подготовки к большим федеральным выборам. Как отметил Афонин, в регионах идет отбор кандидатов, так что сейчас партии самое время выходить к избирателю с актуальной повесткой.

Наиболее же предвыборным его заявлением стали слова об организации наблюдения. «В сегодняшних условиях только обеспечение тотального контроля на выборах позволяет нам сохранять честные результаты голосования», – подчеркнул зампред ЦК. И поэтому каждое партийное отделение должно стремиться к тому, чтобы у него была возможность выставить по нескольку надежных членов избиркома и наблюдателей на каждый избирательный участок. «Только так можно надеяться пресечь фальсификации, в которых власть уже здорово набила руку. Но в наблюдение надо выдвигать проверенных, идейно заряженных товарищей. Когда мы сможем везде организовать 100-процентное закрытие всех участков, народ поверит в то, что возможны честные выборы. И пойдут голосовать многие из тех, кто сейчас игнорирует выборы из-за неверия в их прозрачность», – заявил Афонин.

Издание напоминает, что в России почти 100 тыс. избирательных участков, что делает тотальное наблюдение труднодостижимым делом. Особенно если оппозиционные партии никак не могут договориться о сотрудничестве. Однако, как выяснила «НГ», наиболее активные в этой сфере коммунисты и яблочники готовы к переговорам о распределении наблюдательских сетей.

Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов сказал «НГ», что, с одной стороны, партия на федеральных выборах покрывает 80–90% участков хотя бы одним наблюдателем. «Однако ключевым показателем наблюдения является способность сдать протокол в первые часы после закрытия участков, когда можно что-то изменить. А на это способны пока только 20–25% наших наблюдателей, остальные сдают протокол в течение нескольких дней. Поэтому нам нужно именно качественное наблюдение», – признал Обухов.

Он согласен с тем, что тотальное наблюдение нужно, поскольку в так называемых зонах повышенной фальсификации частичное закрытие участков дела не решает – фальсификаторы перемещаются туда, где нет контроля. То есть, по подсчетам Обухова, КПРФ необходимо всесторонне подготовить 300–400 тыс. человек, считая резерв.

Между тем проблем с обеспечением участков наблюдателями немало. Множество труднодоступных районов и местностей, боязнь людей в провинции входить в конфликт с властями – это, пожалуй, главные из проблем. Коммунисты поэтому уже проводят перекрестное наблюдение, привозя десанты из соседних регионов. Есть также финансовые и организационные трудности. При этом Обухов подчеркнул, что КПРФ в данном вопросе сотрудничает с любыми силами – как системными, так и несистемными.

Лидер «Яблока» Николай Рыбаков пояснил «НГ», что при наблюдении на федеральных выборах партия покрывает около 20–25% участков, то есть ставит хотя бы одного человека. Рыбаков согласен с необходимостью тотального наблюдения, он также заявил о готовности сотрудничать с любыми оппозиционными политструктурами. По его мнению, наблюдение востребовано в России именно потому, что несовершенен сам механизм выборов: «Там, где есть нормальные, конкурентные и свободные выборы, равный доступ к агитации, как правило, ничего не фальсифицируют».

Сопредседатель движения «Голос» Андрей Бузин, напротив, считает, что тотальное наблюдение особо и не нужно, если есть репрезентативность в голосовании по участкам. Но он подтвердил, что при этом нужно обеспечить наблюдателями большую часть участков – лучше три четверти из них. То есть для этого надо около 140 тыс. человек, чтобы наблюдателей было как минимум двое на каждом участке. Но они должны быть грамотными, а их заинтересованность должна быть не финансовая, а идеологическая. Эксперт отметил, что сотрудничество между разными политическими силами в вопросах наблюдения было бы правильным. Бузин подтвердил, что в России наблюдение за выборами развилось именно из-за несовершенства их механизма, а вот в других странах наблюдатели – это не столь сильный институт.

Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов полагает: «Тотальное наблюдение – это свидетельство готовности общества участвовать в политических процессах, в выборах и наблюдении за ними, а то, что в России сейчас малое количество наблюдателей, говорит о низкой политической культуре общества».

Он сказал, что институт наблюдения существует даже в развитых странах. Но в России пока на голосование ходит лишь около трети избирателей, то есть общество не очень понимает, для чего нужны выборы и наблюдение за ними. «Но, как показывает история, все может в любой момент измениться. Так было и в конце 80-х, когда, как только люди почувствовали, что могут влиять на политику, они очень быстро проснулись», – напомнил эксперт.