ЕС частично капитулирует перед Ливией. Пострадает ли Украина

ЕС частично капитулирует перед Ливией. Пострадает ли Украина

18 февраля 2020 г. 15:21

Мы еще не знаем, как будет называться очередная военно-морская миссия Евросоюза в южном Средиземноморье, призванная «пресекать контрабанду оружия» в Ливию усиленным количеством кораблей стран ЕС.

Однако об эффективности этой меры можно уже иметь некоторые представления.

Дело в том, что одновременно с решением о начале новой операции по усилению эмбарго оружейного импорта министры иностранных дел ЕС на встрече в Брюсселе вчера пришли также к выводу о том, что миссию «София» (начатую в далёком 2015-м под впечатлением от знаменитой волны нелегальных мигрантов) у берегов Ливии придётся полностью прекратить. В задачи «Софии» входили сразу три больших кейса: борьба с потоками беженцев, борьба с трафиком оружия и борьба с незаконной нефтеторговлей.

Сейчас Европа сосредотачивается хотя бы на оружии - ибо с мигрантами не сложилось.

DW цитирует австрийского министра иностранных дел Александера Шалленберга, по словам которого, «"София" была организована для борьбы с преступными группировками, которые организуют доставку мигрантов в Европу, и спасения беженцев. Однако поскольку страны - члены ЕС не смогли договориться о новой системе распределения спасенных в Средиземном море мигрантов, с мая 2019 года наблюдение за деятельностью сетей проводников нелегальных мигрантов в рамках миссии "София" производилось лишь с воздуха». 

Впрочем, это решение не слишком повлияет на результативность антимигрантского кордона - он уже сейчас не работает, ибо «София» на практике уже довольно давно заморожена, а нелегалы в меру сил и возможностей просачиваются в ЕС.

Показательны тут следующие нюансы.

Во-первых, европейские чиновники, кажется, полностью сознают последствия своего решения и допускают, что «количество нелегалов может увеличиться» (причём это произойдёт уже в ближайшие недели - зимние шторма вот-вот закончатся), однако по понятным причинам большинство надеется, что это останется итальянской проблемой (в Италии сейчас правительство, которое будет принимать значительные партии беженцев, ибо оно намерено разделаться со своей главной немезидой Маттео Сальвини именно с помощью судебных процессах о бесчеловечном отношении к нелегалам). «Лига» Сальвини может вернуться во власть и сделать мигрантов снова головной болью всей Европы - но это будет не раньше чем через два года, а для нынешнего европейского чиновника это головокружительно нескоро.

Во-вторых - любопытно, кто является предполагаемыми основными поставщиками оружия в Ливию.

Согласно Реджепу Тайипу Эрдогану, армией Халифы Хафтара «командует Россия» (из чего можно заключить, что и снабжает его она).

В то же время сам Хафтар вчера заявил, что «Процессы контрабанды оружия в Ливию находятся под контролем европейцев... Они досконально знают пути доставки оружия и переброски наемников на ливийскую территорию».

И, наконец: летом минувшего года при ударе сил правительства национального согласия по аэропорту Аль-Джуфра, который находится под контролем ЛНА Хафтара, были уничтожены два украинских транспортных самолета. Они, по данным СМИ, возили в Ливию оружие из ОАЭ. В целом украинский транспорт светился в схемах с поставками вооружений в бывшую джамахирию чаще, чем суда и самолёты какой бы то ни было другой европейской страны. 

Впрочем, насколько эффективна окажется объявленная ныне ЕС морская операция в борьбе с маршрутами, проложенными со стороны африканского материка - пока судить трудно. 

В целом можно предположить, что на реальное затухание войны в Ливии никто явно не надеется - и европейцы просто пытаются минимизировать свои издержки в связи с ней.