Неопределенность системы

Неопределенность системы

11 февраля 2020 г. 9:38

Обзор прессы 11 февраля

Ведущие федеральные издания продолжают размышлять на тему развития политической системы России после завершения конституционной реформы. Однако пока нет окончательного понимания, какие именно поправки в основной закон страны будут приняты, все это так и остается предположениями. Впрочем, по определенным позициям ясность появляется.

«Известия» пишут, что следующий блок поправок в Конституцию, которые 12 февраля рассмотрит Госдума, коснется пятой главы основного закона. Как сообщил изданию первый зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов, речь может идти о нормах, исключающих роспуск нижней палаты в случае неутверждения премьер-министра.

Также будут рассмотрены и новые предложения по полномочиям Совета Федерации. По мнению экспертов, очевидно, что роль парламента в системе ветвей власти значительно возрастает, однако делать выводы можно будет после принятия всех поправок в Конституцию.

Как рассказал «Известиям» Михаил Емельянов, в среду комитет проведет заседание по внесению поправок в пятую главу Конституции «О Федеральном собрании».

«Совершенно очевидно, что это будет одно из самых важных заседаний нашего комитета, поскольку речь идет об увеличении полномочий парламента, изменении формата отношений между Государственной думой, правительством и президентом. Это один из ключевых пунктов конституционной реформы», — заявил депутат.

По его словам, с большой вероятностью парламентарии рассмотрят поправку, о которой в опубликованном накануне интервью «Коммерсанту» рассказал глава комитета Павел Крашенинников — он допустил отмену роспуска Госдумы после трехкратного неутверждения парламентом кандидатуры премьер-министра страны. Речь идет о праве, но не об обязанности президента отправлять в отставку нижнюю палату.

Также, по его словам, будут рассмотрены поправки, касающиеся других полномочий Федерального собрания, в том числе Совета Федерации. Ранее рабочей группой по изменению Конституции были озвучены предложения по расширению президентской квоты назначения членов Совета федерации, которая сегодня составляет 10% от всех сенаторов. Это инициативу озвучил академик РАН Александр Чубарьян, который также предложил внутри этой квоты наделить ряд членов верхней палаты пожизненными полномочиями.

Широкий спектр поправок в Конституцию, касающихся полномочий парламента, был предложен Владимиром Путиным. О них глава государства объявил в своем послании Федеральному собранию 15 января, а затем включил в нормы законопроекта «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти». В частности, в документе говорится о новом порядке назначения председателя правительства, его заместителей и министров после их утверждения нижней палатой.

Совет Федерации для обеспечения большей прозрачности работы правоохранительных органов в регионах планируется наделить полномочиями консультаций по кандидатурам силовиков перед их утверждением президентом. Кроме того, к сфере деятельности сенаторов предлагается отнести и прекращение полномочий судей Конституционного суда, Верховного суда, кассационных и апелляционных судов по представлению президента.

Глава Фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский в разговоре с «Известиями» отметил, что заседание комитета Госдумы по госстроительству 12 февраля станет одним из многих, на которых депутаты рассматривают поправки по определенным блокам.

«До этого был отработан судебный блок — парламентарии приняли решение, какие поправки могут быть поддержаны. Сейчас аналогичным образом будут рассмотрены блоки, касающиеся Федерального Собрания и правительства», — пояснил эксперт.

По его словам, поправки, в которых идет речь о полномочиях парламента, достаточно существенны и были одними из базовых в послании президента. Дмитрий Бадовский также указал, что многие изменения, которые будут вноситься в пятую главу Конституции, носят корреспондирующий характер. Это касается и новых полномочий СФ по консультациям с президентом в части назначения силовых министров или прокуроров регионов и ряд других.

Эксперт не считает радикальным изменение нормы о роспуске Госдумы после трехкратного отклонения кандидатуры на пост премьер-министра. Эта процедура уже установлена Конституцией, и теперь ее планируется лишь несколько смягчить, оставив возможность принятия такого решения на усмотрение главы государства.

Глава политической экспертной группы Константин Калачёв заявил «Известиям», что возможность не распускать нижнюю палату — это еще один шаг в сторону развития парламентаризма. Ситуации, ради которых принимается эта норма, остались в далеком прошлом, убежден он. Речь идет о конституционном кризисе в 1993 году: противостоянии съезда народных депутатов и президента РФ Бориса Ельцина.

«Возможность роспуска Госдумы останется правом президента. Но сама эта поправка выглядит цивилизованно и демократично. Гибкости в системе станет больше», — уверен эксперт.

Что же касается влиятельности ветвей власти в целом, эксперты отмечают, что делать выводы можно будет лишь после принятия всех поправок в основной закон, так как до сих пор, например, остается загадкой роль в системе Государственного совета. И ее формулировка может расставить всё по своим местам.

«Независимая газета» пишет, что президент РФ Владимир Путин сказал на прошлой неделе, что «ни минуты на раскачку» у нового правительства нет. Предыдущий кабинет слышал примерно то же самое год назад – в Послании Федеральному собранию 2019 года. Премьер Михаил Мишустин и вице-премьер Дмитрий Чернышенко уже дали понять, каким может быть критерий оценки работы правительства: исполнений президентских поручений.

Социологические службы пока не публикуют рейтинг доверия новому кабмину и его руководителю. Прошло слишком мало времени после назначения. Лишь Левада-Центр опросил граждан на предмет ожиданий от правительства. В целом улучшения положения дел в стране ждут 38%. Среди тех, кто прежде слышал о Михаиле Мишустине, доля оптимистов выше – 52%.

Правительство воспринимается как инструмент политики президента. Январское Послание Федеральному собранию можно охарактеризовать как социальное, и не случайно Михаил Мишустин уже занялся и вопросом об индексации пенсий, и расширением использования материнского капитала. Преимущество нового правительства – в дополнительном финансировании. Расходы были анонсированы в Послании, и уже после него Путин подчеркивал, что денег хватит, что социальные обязательства не подорвут экономику и бюджет.

Это благоприятная среда для работы кабинета министров и высокого базового рейтинга доверия. Примерно так же власть поступает, когда назначает новых врио губернаторов, которых через условный год ждут выборы: регион получает деньги из Центра, ему списываются долги и т.д. Правительство часто теряет очки, если ему приходится самому изыскивать средства. Это, как правило, означает перераспределение расходов, урезание отдельных статей, подчас повышение налогов, новый возраст выхода на пенсию, необходимость кого-то оставить недовольным. Нередко недовольными оказываются представители зависимого класса, и это бьет по рейтингу власти в целом.

Возможность распределять и тратить не означает, что правительство в перспективе не должно находить деньги, сокращать статьи расходов, проводить реформы, в том числе и не вполне популярные. Оно просто получает рейтинговый мораторий, не отвечает за ошибки прошлого кабинета, его «социальная» деятельность выходит на передний план и освещается в первую очередь.

Правительство Дмитрия Медведева не могло действовать достаточно смело, потому что любая ошибка негативно сказалась бы на рейтинге и без того низком. Кабинет Мишустина в ближайшее время может позволить себе некоторую смелость. Во всяком случае, он вовсе не обязан заниматься дополнительным популизмом, затыкая рейтинговые дыры. Анонсированные президентом расходы, само восприятие смены кабинета как движения, попытки власти что-то изменить – все это дает правительству базовый кредит доверия.

Смену кабинета рассматривают в контексте транзита власти в 2024 году. Путин уже дал понять, что нынешний президентский срок станет для него последним. Возможно ли, что Михаил Мишустин – потенциальный преемник? Власть может рассматривать несколько вариантов, и достаточно вспомнить, что после второго срока Путина в преемники параллельно готовили и Дмитрия Медведева, и Сергея Иванова. Можно сказать, что Мишустин не похож на будущего президента, потому что не похож на Путина – внешне, стилистически, в плане бэкграунда. Но ведь и Медведев казался примерно таким же.

Базовое доверие Медведеву-президенту сформировалось из-за того, что он отвечал за социально ориентированные национальные проекты. Схема была похожа на нынешнюю: выделение денег на популярные инициативы и фактическое назначение политического бенефициара. Сейчас таким бенефициаром может стать Мишустин. Готова ли Россия к президенту-технократу? Достаточно сказать, что по новой Конституции сам президент уже будет не тот, что прежде.