Встреча Путина и Лукашенко – момент истины Союзного государства

Встреча Путина и Лукашенко – момент истины Союзного государства

10 февраля 2020 г. 9:33

Обзор прессы 10 февраля 2020

Ряд федеральных СМИ посвятили сегодня свои публикации встрече президентов России и Белоруссии, которая прошла в конце прошлой недели в Сочи.

РБК пишет, что президенты России и Белоруссии посвятили целый день переговорам об энергетике, но в итоге к согласию не пришли — Минск не получит скидок ни на газ, ни на нефть. Из-за этого полностью замораживаются и интеграционные процессы.

Переговоры между Владимиром Путиным и Александром Лукашенко начались утром 7 февраля в Сочи и шли весь день. Сначала президенты России и Белоруссии общались один на один, к вечеру к ним из Москвы прилетела российская правительственная делегация, и встреча продолжилась в расширенном составе. Один раз президенты прервали переговоры для игры в хоккей. Но в итоге Лукашенко уехал из России без финального заявления для прессы — сказать ему было нечего.

О главных итогах встречи рассказал заместитель руководителя администрации президента России Дмитрий Козак. Россия продолжит в 2020 году поставлять Белоруссии газ на условиях прошлого года, то есть по $127 за 1 тысячу кубометров, сообщил он.

Также, сказал Козак, Россия не сможет предоставить Белоруссии скидки на нефть. «Поставки нефти в Белоруссию продолжатся на коммерческих условиях», — уточнил он. Чтобы предоставить запрошенные Минском скидки, Россия должна ввести государственное регулирование нефтяного рынка, добавил он, отметив, что Россия не может пойти на это. «Мы не можем постоянно менять правила игры, мы поставим в непонятное положение наши нефтяные компании», — пояснил Козак, пообещав, что Москва будет способствовать достижению коммерческих договоренностей между белорусскими потребителями и российскими нефтяными компаниями.

В воскресенье вице-премьер Белоруссии Дмитрий Крутой заявил, что теперь белорусские НПЗ будут покупать нефть у российских компаний по мировым ценам.

Как писал накануне переговоров РБК, отсутствие двустороннего контракта на поставки нефти оставалось главным препятствием для подписания плана интеграции двух государств. Собеседники РБК, знакомые с ходом переговоров с российской стороны, утверждали, что решение энергетического вопроса находится в привязке к согласованию плана интеграции. Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии был подписан еще в 1999 году, но с тех пор полноценно он так и не заработал. Теперь Москва твердо намерена заставить работать его положения, и без гарантий того, что Минск будет выполнять план интеграции, поставлять в Белоруссию нефть и газ со скидкой не собирается, объяснял источник РБК.

Тот факт, что Лукашенко и Белоруссия остаются без льгот на покупку газа и нефти, означает, что диалог по интеграции Минску становится неинтересен, отметил в разговоре с РБК белорусский политический аналитик, основатель Sense Analytics Артем Шрайбман, и «все эти «дорожные карты» можно убирать в стол». «С точки зрения Беларуси — это скорее победа, потому что исчезают риски потери суверенитета. А что касается белорусской экономики, то это может ее даже оздоровить. Потому что зависимость от дешевых российских энергоресурсов очень многие белорусские экономисты сравнивают с зависимостью наркотической. В этом смысле плавный отказ от объекта зависимости обычно идет на пользу и может подтолкнуть власть к рыночным реформам, диверсификации внешней торговли и внешней политики», — говорит Шрайбман. «Отношения будут прагматичнее, это уже факт», — резюмировал эксперт.

Договориться о цене на нефть не удается потому, что Минск крайне недоволен проводящимся в России с 2019 года налоговым маневром, который заключается в постепенной и полной замене экспортной пошлины пропорционально увеличенным налогам на добычу полезных ископаемых. Исторически Россия продавала Белоруссии нефть без этой пошлины — в декабре 2018 года она, например, составляла $135,1 на тонну. При условии сохранения этой льготы Белоруссия согласилась на вступление в ЕАЭС в 2015 году. Поэтому Минск настаивает на компенсации за налоговый маневр. В 2019 году Белоруссия оценила свои потери от него в $330 млн. К 2024 году, по собственным оценкам, Минск потеряет до $11 млрд.

«Известия» добавляют, что 9 февраля пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в эфире программы «Москва. Кремль. Путин» в эфире канала «Россия 1» заявил, что российский лидер Владимир Путин, и его белорусский коллега Александр Лукашенко делают очень многое для развития отношений двух стран. При этом Москва и Минск защищают прежде всего собственные интересы, добавил Песков.

Поэтому, по мнению пресс-секретаря, Лукашенко в своей стране ведет себя соответственно, защищая свои интересы. «Но вместе они собираются во имя союзных, общих интересов, свидетелями чему мы являемся сейчас», — цитирует Пескова «Федеральное агентство новостей».

«Независимая газета» пишет, что в отношениях Москвы и Минска наступил «момент истины» – из братских они постепенно будут трансформироваться в рыночные. Белорусским властям придется пойти на реформы, населению затянуть пояса.

Тема интеграции, которая, собственно говоря, и стала камнем преткновения, судя по официальной информации, и вовсе постепенно сходит на нет. «Договорились продолжить консультации на уровне правительства, министерств и ведомств по совершенствованию механизмов интеграции» – так изложил результаты ее обсуждения Дмитрий Козак. Это значит, что никаких «дорожных карт» и никакого углубления в ближайшее время не будет – «продавать родину» Лукашенко не готов, а другие формы интеграции уже не интересны России.

Для Белоруссии такой итог означает, что контрактов на поставку нефти из России на белорусских условиях нет, а значит, доходов от нефтепереработки тоже, обязательства перед зарубежными потребителями нефтепродуктов также под вопросом. Тех объемов нефти, которые обещают поставить компании Михаила Гуцериева, хватит лишь для того, чтобы худо-бедно закрыть потребности внутреннего рынка. Белорусские НПЗ, судя по всему, продолжат работать с загрузкой в 50%. Поиски альтернативных поставщиков и проработка схем поставки требуют времени, а их экономическая эффективность вызывает большие сомнения у аналитиков.

Местные эксперты в принципе положительно оценивают тот факт, что хотя бы с ценой на газ уже есть определенность. Да, она не такая, как хотелось бы Минску (100 долл. за 1 тыс. куб. м), но и не такая, как изначально выставляла Москва (Александр Лукашенко назвал 152 долл. за 1 тыс. куб. м).

Что касается нефти, то очевидно, что покупать ее Белоруссии придется по мировым ценам, хотя и у российских компаний. «Поскольку нефть двум прожорливым белорусским НПЗ нужна позарез, то Минску волей-неволей придется идти на российские условия ее поставки. Ну, может, чисто символически удастся сбить чертову премию, – рассуждает политический обозреватель Александр Класковский. – Коллапса нефтепереработки не будет, но и о ее прежней прибыльности придется забыть».

Местные аналитики едины в том, что выход из этой ситуации – в структурных реформах. «В нынешней ситуации есть только одно выигрышное решение: реформа экономики и укрепление национального государства. Без этих конкретных действий Беларусь обречена», – считает политолог Павел Усов. Суть изменений – «усиление ставки на передовые отрасли, не сидящие на игле российских энергоресурсов, типа IT-сферы», поддерживает такую точку зрения и Александр Класковский. В условиях ограниченности бюджетных средств очевидно, властям придется-таки «снять с довольствия» неэффективный государственный сектор, который, по признанию Александра Лукашенко, выполняет не столько экономическую, сколько социальную функцию, обеспечивая населению занятость и какой-то минимум доходов.

Сейчас власти Белоруссии пребывают в некоторой растерянности и, вероятно, прямо сейчас не готовы вступить на этот непростой путь реформ, влекущий за собой неминуемое снижение уровня жизни населения и социальной защиты. «В окружении Лукашенко нет понимания того, что делать дальше. Вся политика, все отношения строились на имитации, без содержания и стратегического осмысления», – полагает Павел Усов. Вероятнее всего, «осмысление» продлится как минимум до президентских выборов в конце августа.

«В 2020 году Беларусь осталась без 2–3 млрд долл. Рецессия неизбежна, но есть позитив», – пишет в социальной сети экономист Ярослав Романчук. Проект «Союзное государство» можно закрывать. Взгляды на него руководства России и Беларуси оказалось несовместимыми», – констатирует он. «Это может стать хорошим временем для того, чтобы признать банкротство старой модели и начать создавать институты современной, конкурентоспособной национальной экономики», – полагает Ярослав Романчук.