Конституционные поправки и всенародное голосование по ним

Конституционные поправки и всенародное голосование по ним

6 февраля 2020 г. 9:45

Обзор прессы 6 февраля

Ведущие федеральные издания продолжают следить за тем, как проходит процедура подготовки к принятию и утверждению конституционных поправок. А также за подготовкой к голосованию по конституционной реформе.  

«Ведомости» сообщают, что комитет Госдумы по законодательству начал рассмотрение поправок к президентскому законопроекту об изменении Конституции. Обсуждавшиеся в среду нормы касаются седьмой главы Основного закона («Судебная власть и прокуратура») и частично меняют смысл президентской инициативы, поскольку сокращают полномочия Совета Федерации, тогда как Владимир Путин говорил об их расширении.

Всего в комитет поступила 21 поправка к этой главе, восемь из которых были приняты. Все они подготовлены сопредседателями рабочей группы, руководителями профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации Павлом Крашенинниковым и Андреем Клишасом.

Ключевая поправка касается генпрокурора. Сейчас он назначается и увольняется Советом Федерации по представлению президента, и Путин предлагал сохранить этот порядок. Но депутаты выступили за то, чтобы генпрокурор назначался президентом после консультаций с Совфедом, а освобождался от должности главой государства.

Крашенинников объяснил введение этой нормы тем, что она «зеркальна» по отношению к силовым министрам, которые тоже будут назначаться президентом после консультаций с сенаторами. Это сделает процесс назначения прокуроров более независимым, уверяет депутат, приводя в пример 1990-е гг., когда верхняя палата отказывалась поддержать представление президента о назначении или отставке генпрокурора: «Эти нормы направлены на исключение таких кризисных ситуаций».

Это существенное сокращение полномочий сенаторов, уверен экс-депутат Госдумы адвокат Сергей Попов: «В нашей системе консультации ничего не означают и ни к чему не обязывают. Если сейчас Совфед против президента не выступает, то нельзя сказать, что этого не случится в будущем. Теперь же президент застрахован от такой ситуации».

Депутаты также хотят прописать в Конституции, что жалобы в Конституционный суд (КС) граждане могут подавать лишь после того, как ими «исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты». То есть жаловаться в КС можно будет не после апелляции, как сейчас, а после кассации (надзорная инстанция, по словам Крашенинникова, в перечень «всех других средств» не входит). Введение этой нормы депутат увязал с предложением Путина сократить число судей КС с 19 до 11, ответив таким образом на ремарку депутата Галины Хованской о том, что из-за уменьшения числа судей увеличатся сроки рассмотрения дел и снизится качество решений.

Новые правила затрудняют доступ в КС для граждан и сокращают возможности самого КС гибче и быстрее реагировать на неконституционные ситуации, считает эксперт: «Если право отказывать заявителям по причине неисчерпанности всех средств судебной защиты будет дано секретариату КС, это снизит нагрузку на судей. В контексте планируемого сокращения числа судей это весьма логично – но вот хорошо ли для граждан?»

Отвечая на вопросы СМИ, Крашенинников не исключил, что ко второму чтению могут быть изменены и положения президентского проекта, касающиеся полномочий Госдумы и правительства.

Вряд ли президентский законопроект исправляют депутаты или рабочая группа, они лишь оформляют решения, принятые на президентском уровне, считает политолог Алексей Макаркин: «Возможно, новые поправки связаны с сохранением управляемости политсистемы и после 2024 г. Может быть, действительно вспомнили, как Совфед отказывался увольнять [генпрокурора Юрия] Скуратова, капитулировав лишь после прихода к власти Путина». Сейчас сенаторы готовы проштамповать что угодно, в том числе назначение или отставку генпрокурора, отмечает эксперт: «Но возникает вопрос, что будет при другом президенте и не повысятся ли амбиции Совфеда. Чтобы этого избежать, и вносятся поправки».

Как стало известно “Коммерсанту”, сегодня в администрации президента пройдет закрытое совещание, на котором планируют обсудить порядок общероссийского голосования по поправкам к Конституции. До сих пор неизвестны его точная дата и не назначен организатор голосования, и это не дает Центризбиркому правовых оснований начать подготовку процедурной части. Вчера сопредседатель рабочей группы по подготовке конституционных поправок Павел Крашенинников заявил, что полномочия ЦИКа будут определены «процедурным блоком» президентского законопроекта, который вступит в силу до самих поправок.

Президентский законопроект о поправке к Конституции ко второму чтению дополнят положениями о полномочиях Центризбиркома по проведению общероссийского голосования, сообщил в среду глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников. «Общероссийское голосование прописано во второй статье законопроекта,— напомнил господин Крашенинников.— Мы будем наделять ЦИК и его органы компетенцией по поводу его проведения». Господин Крашенинников пояснил, что вторая статья законопроекта, дополненная нормами о процедуре проведения голосования, должна вступить в силу до голосования. В ней будут прописаны «дата, время, тип избирательных урн и другие организационные вопросы». «Этого ничего у нас нет. Мы это делаем впервые»,— добавил Павел Крашенинников.

Помимо даты и порядка проведения, на совещании предполагается обсудить, будет ли голосование регламентироваться процедурным разделом законопроекта о поправках или последует указ главы государства о проведении голосования, отметил собеседник “Ъ” в АП.

Процедурный блок законопроекта будет определять не только процедуру голосования, но и порядок вступления поправок в силу. Процедурный блок вступит в силу, как только будет принят, подписан и опубликован закон, заявил ранее господин Крашенинников.

Владимир Путин 30 января заявил, что сами поправки он подпишет или отклонит лишь после того, как граждане «придут на пункты голосования и скажут, хотят они этого изменения или нет».

Глава ЦИКа Элла Памфилова, которая, по данным “Ъ”, не присутствовала в среду на заседании комиссии из-за встречи в правительстве, ранее объясняла, что неопределенность правового режима общероссийского голосования не дает ЦИКу возможности вести к нему «предметную» подготовку.

Два источника “Ъ” в Центризбиркоме сообщили, что неопределенность с датой и оператором препятствует нормальной организации технических процедур.

«Голосование же не по листочкам из блокнота будет, надо успеть напечатать бюллетени, проработать формулировки в них, разослать по всей стране и провести инструктаж с региональными комиссиями», — отметил один из собеседников “Ъ”. В то же время региональным избиркомам поручено в ближайшее время сверить списки избирателей с данными портала госуслуг, а руководителям сервисных центров ГАС «Выборы» до 5 апреля 2020 года провести техобслуживание имеющихся в распоряжении избиркомов средств подсчета голосов.

Три источника, близких к администрации президента, рассказали “Ъ”, что АП формирует неформальный штаб из экспертов и политтехнологов, которые будут отвечать за проведение федеральной кампании подготовки к голосованию.

По словам источника “Ъ”, в Кремле хотят, чтобы на голосование пришли более 50% избирателей. Напомним, перед президентскими выборами 2018 года как оптимальный результат рассматривались более 70% при явке в 70%, который и был достигнут. В этот раз параметры смягчены: по словам нескольких собеседников “Ъ”, пока непонятно, как мотивировать людей прийти и проголосовать за поправки.

Собеседник “Ъ” считает, что АП устроит результат в 55% пришедших. За содержательную часть голосования собеседники “Ъ” переживают не сильно: по их мнению, если люди придут, то поддержат поправки. В то же время, по словам источника “Ъ”, первые социологические исследования показали: россияне считают, что поправки инициированы Владимиром Путиным в его интересах. Собеседник “Ъ” видит в этом возможность привлечь граждан к голосованию, мотивируя их поддержать главу РФ или, наоборот, не дать ему остаться у власти.

Один из собеседников “Ъ” говорит о готовности развернуть традиционную информационную кампанию, в том числе онлайн. Ее параметры станут понятнее после законодательной фиксации процедуры голосования.

Все собеседники “Ъ” уверены, что «оператором» голосования будет ЦИК. По сведениям “Ъ”, в комиссии хотят, чтобы процедура была максимально регламентирована в соответствии с законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан». Близкий к АП собеседник “Ъ” считает, что это может затруднить достижение высокой явки.

По мнению нескольких собеседников “Ъ”, ясность с процедурой голосования должна наступить до 12 февраля, а вот подготовиться к голосованию до 12 апреля, как ранее предполагали СМИ, будет уже трудно. Сейчас речь идет о неделе с 20 по 26 апреля. Один из собеседников “Ъ” называет ориентировочную дату 23–24 апреля — это четверг и пятница, и пока не решено, будет ли для голосования выбран будний или выходной день. «Может, и хорошая идея взять будний день и объявить его выходным»,— рассуждает собеседник “Ъ”.