Вопросы конституционной реформы

Вопросы конституционной реформы

31 января 2020 г. 9:45

Обзор прессы 31 января

Ряд ведущих федеральных изданий продолжают следить за развитием ситуации вокруг конституционной реформы, а также тем, как на предложения, вносимые в рамках подготовки изменения основного закона реагируют граждане.

«Известия» пишут, что подписание закона о поправках к Конституции будет зависеть от итогов всенародного голосования. Об этом заявил президент России Владимир Путин на встрече с представителями общественности. «Нужно, чтобы люди пришли на пункты этого голосования и сказали, хотят они этого изменения или нет, чтобы граждане нашей страны фактически и были той окончательной инстанцией, которая или принимает этот закон о поправках, или отклоняет его», — сказал глава государства. По его словам, он примет решение, подписывать ли закон, после того как «люди скажут свое слово».

27 января пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков заявил, что у Кремля пока нет четкого представления о том, как будет проходить всенародное голосование по принятию предложенных главой государства изменений в Основной закон. По его словам, обсуждаются «различные модальности».

Издание напоминает, что 23 января Госдума одобрила в первом чтении президентский законопроект о поправке в Конституцию России. Документ был принят единогласно, поддержку ему выразили 432 депутата.

За каждую из инициатив Путин предложил проголосовать россиянам, разрабатывать формат голосования будет рабочая группа совместно с ЦИК. На данный момент известно, что голосование будет проводиться по закону в целом, а не по отдельным пунктам.

«Ведомости» пишут, что социологи «Левада-центра» спросили о роли Конституции. Самый популярный (30%) ответ: значительной роли она не играет, поскольку мало кто с ней считается. С ноября 2015 года этот показатель вырос на 17 процентных пунктов и стал рекордным с 2005 г. Зато резко – с 48% в 2015 до 27% в 2020 – уменьшилась доля тех, кто полагает, что Конституция гарантирует права и свободы граждан. 15% говорят, что она позволяет президенту контролировать Госдуму, – это повторение максимума 2005, в 2015 так считали лишь 5%.

У населения давно сложилась установка, что все маневры, связанные с изменением конституционного строя, направлены на удержание власти Путиным, объясняет директор «Левада-центра» Лев Гудков: «Доля таких ответов больше у тех, кто не слышал о поправках, т. е. априори действует представление, что он будет бороться за сохранение власти. Это называется коллективным мнением, и оно устойчиво».

Относительное большинство хочет, чтобы Путин оставался у власти и после 2024, но сейчас этих людей меньше даже по сравнению с тем, что было полгода назад, и это в основном жители провинции с меньшим уровнем дохода и образования, продолжает социолог: «Было два всплеска повышения роли Конституции: во время протестов 2011–2012 гг. была вера в право, а в 2014 г., после Крыма, она рассматривалась как документ, обеспечивавший территориальную целостность. Но с 2018 г. наступило разочарование во власти, люди стали считать, что она ими манипулирует, а законы являются правовым оформлением административного произвола, Конституция же особой роли не играет».

Разделение ответов на вопрос о цели поправок, внесенных Путиным, говорит, что отношение к этим изменениям не слишком значимое и ни одно из мнений не преобладает, считает Гудков: «Хорошо знают о поправках лишь 22%. И когда будет проводиться опрос граждан о поправках, будет действовать презумпция, что они нужны, чтобы обеспечить рычаги управления Путину, и не важно, как будет называться его новый пост».

Если опрос что-то и показывает, то только то, что спустя почти две недели после инициатив Путина общее их содержание остается для граждан не до конца понятным, полагает руководитель Фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский.

 «Информирования и разъяснений со стороны власти пока недостаточно. К тому же сразу за президентским посланием последовала еще и отставка правительства, которая на какое-то время для массового сознания затмила конституционную тему», – говорит эксперт. По его мнению, это означает, что при подготовке всероссийского голосования власти необходимо будет предпринять большие информационные усилия для разъяснения поправок и смысла конституционной реформы: «Многие дополнительные поправки ко второму чтению скорее всего могут носить социальный и ценностно-идеологический характер. Это может повысить и информированность общества о реформе, и готовность ее поддержать». Часть из тех, кто видит в поправках возможность Путина остаться у власти после 2024 г., воспринимают это как раз позитивно и хотели бы этого, полагает Бадовский.

 

А работа над поправками к принятому в первом чтении 23 января законопроекту, похоже, затягивается. Второе чтение было намечено на 11 февраля, но скорее всего его придется перенести на конец февраля или даже начало марта, сообщил в четверг председатель Госдумы Вячеслав Володин: это нужно, чтобы «поправки всесторонне изучить и выйти на принятие проработанного качественного решения». По его словам, Совет Думы рассмотрит этот вопрос в понедельник, 3 февраля.

По данным сопредседателя рабочей группы по подготовке поправок, директора Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Талии Хабриевой, поступило уже более двух сотен поправок и группе пришлось разбиться на подгруппы, чтобы заниматься отдельными блоками поправок.

Кроме того, сообщила Хабриева, обсуждается возможность расширить преамбулу Конституции: «От того, как мы определим ценностный каталог в преамбуле, зависит и то, как будет принята Конституция с ее изменениями и насколько она получит доверие населения». Как минимум по трем темам уже достигнут консенсус, знает она: в преамбуле предлагается раскрыть значение культурного наследия России, подчеркнуть необходимость противодействия фальсификации истории в части великого подвига российского народа в Великой Отечественной войне и указать на особое значение гражданского общества.

Другой сопредседатель рабочей группы – председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников сообщил, что есть уже ответы и на вопросы по процедуре рассмотрения и вступления в силу поправок. Законопроект, напомнил он, должен быть принят двумя третями депутатов Госдумы, после чего отправится в Совет Федерации, откуда его разошлют в регионы (поправки должны получить одобрение не менее двух третей парламентов субъектов Федерации).

После одобрения верхней палатой поправки направляются на подпись президенту. Проект состоит из двух статей: собственно изменения в текст Основного закона и процедурная часть, регламентирующая переходный период. Подписывая документ, президент вводит в действие вторую статью, которая устанавливает процедуру общероссийского голосования, разъяснил депутат. Оно является не опросом, а юридически значимым действием, подчеркнул он, и от результатов голосования граждан уже будет зависеть, вступает ли в силу первая часть.

РБК пишет, что президент России Владимир Путин поручил начать разработку проекта новых основ государственной политики в сфере местного самоуправления на период до 2030 года. Об этом он заявил, выступая на заседании Совета по развитию местного самоуправления в Красногорске, сообщается на сайте Кремля.

Глава государства предложил прежде всего укрепить финансовое положение муниципальных структур. Он рекомендовал субъектам федерации реализовать меры по реструктуризации бюджетных кредитов по аналогии с федеральными. Президент посоветовал делать это с учетом доходов, поступающих в бюджеты регионов от инвестпроектов в муниципальных образованиях.

Путин напомнил, что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, но тем не менее являются «частью нашего общества, страны и системы управления». Он подчеркнул, что чиновники на каждом уровне власти должны четко исполнять свои обязанности и взаимодействовать между собой.

Совет по развитию местного самоуправления — это консультативный орган при президенте России. В его задачи входит подготовка предложений по развитию местного самоуправления, определение приоритетных направлений в этой сфере, а также вопросы взаимодействия федеральных, региональных органов власти и органов местного самоуправления.

В своем послании Федеральному собранию 15 января Владимир Путин заявил, что считает необходимым закрепить в Конституции принципы единой системы публичной власти. «Полномочия и реальные возможности местного самоуправления могут быть расширены и укреплены», — сказал тогда президент.