Еще раз о конституционной реформе

Еще раз о конституционной реформе

27 января 2020 г. 9:44

Обзор прессы 27 января 2020

Ведущие федеральные издания продолжают рассказывать об изменениях в Конституции, которые будут внесены в ходе реформы, а также продолжают доходчиво объяснять гражданам России к чему приведут поправки. Однако есть, по данным прессы, и те, кто собирается активно протестовать против изменений. Об этом тоже пишут издания.    

Официальный представитель президента по проекту закона РФ о поправке к Конституции, сопредседатель Рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию, председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников ответил на вопросы корреспондента "Российской газеты", чтобы развеять все сомнения.

В частности, Крашенинников официально заявил, что никакого досрочного роспуска парламента не будет. «Когда меня спрашивают, откуда берутся эти выдумки, я думаю, что они - результат недоразумения или беспочвенных фантазий, либо мы плохо информируем наших граждан. В самом тексте проекта вообще даже слова об этом нет. Первое, нет такой возможности, как самороспуск. В отличие от советского времени, сегодня самороспуск парламента невозможен. Второе: нет таких норм, и нет таких условий, в соответствии с которыми вдруг Госдуму бы распустили. Она работает. А в некоторых субъектах пустили слухи, что будут распускаться даже региональные парламенты. Ну, это уж совсем завихрения фантазий».

По словам Крашенинникова, напротив, изменения предусматривают «исключительно повышение роли парламента в целях развития политической системы. Вводится новая процедура формирования правительства. Госдума будет утверждать членов правительства, но назначать - президент. Кандидатура главы кабинета министров выдвигается на рассмотрение нижней палаты парламента президентом, а кандидатуры вице-премьеров и министров предлагаются премьером. Президент будет обязан их назначить, но за ним закрепляется право в последующем отстранить любого».

Председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству также отмечает, что Конституция изменяется, а не принимается новая. В связи с этим никакого "обнуления" для действующего главы государства не произойдет. Поправки только жестко ограничат полномочия президента двумя сроками.

«На мой взгляд, такие вбросы, вообще-то, даже оскорбительны: сейчас Конституцию поправим, и заново можно еще два срока. Это как-то некрасиво по отношению к первому лицу государства, да и ко всему обществу».

Президент предложил закрепить в Конституции статус уже существующего Государственного совета Российской Федерации. Этот орган действует при президенте с 2000 года, и закрепление в Конституции позволит четко определить его место в системе государственных органов. А принципы деятельности Госсовета и порядок его формирования будут определены специальным законом после внесения изменений в Конституцию.

«Сегодня часто вспоминают Госсовет Российской империи, но в то время Государственным советом называлось высшее законосовещательное учреждение при императоре. Тогда, кстати, его появление было связано с программой преобразования государственного устройства, предложенной императору Александру I выдающимся правоведом, государственным деятелем, графом М.М.Сперанским. В тот период Государственный совет сыграл важную роль в подготовке и издании Свода законов Российской империи, а в период правления императора Александра II - в разработке и законодательном обеспечении ряда реформ.

Если вернуться к нашим поправкам, то в них предлагается установить на конституционном уровне, что Государственный совет формируется президентом в целях обеспечения согласованного взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики, и приоритетных направлений социально-экономического развития государства», - говорит в интервью РГ Павел Крашенинников.

Он также разъяснил, почему предлагается провести всеобщее голосование по изменения в основной закон, а не референдум. «Предложенные президентом поправки в главы с 3 по 8, не требуют созыва Конституционного Собрания и не должны выноситься на референдум. Для их вступления в силу достаточно одобрения Федеральным Собранием и законодательными собраниями 2/3 регионов станы, а затем подписания президентом. Так что голосование не является обязательным, поправки можно внести законом Российской Федерации.

Но глава государства счел необходимым, чтобы окончательное, юридически значимое решение принимали граждане. Если люди проголосуют "за", то закон вступит в силу. Если же мнение народа окажется отрицательным, закон в силу не вступит», - говорит Крашенинников.

Сейчас, по его словам, «процедура детально прорабатывается рабочей группой с участием специалистов Центральной избирательной комиссии. Она будет похожа на традиционные "выборные" процедуры, но все же это не выборы. Процедура будет максимально упрощенной, удобной, безопасной и прозрачной, способной обеспечить равенство и реализацию прав граждан на волеизъявление. Люди должны иметь полную информацию, чтобы свободно и беспрепятственно выразить свою волю. Мнение граждан станет определяющим. Но, при широком доступе, надо, тем не менее, следить, чтобы два раза никто не голосовал. Процедуры будут прописаны в этом же законе, а организовывать голосование будет ЦИК».

«Ведомости» сообщают, что общественная кампания «Нет!» против президентских поправок в Конституцию может превратиться в референдум о недоверии к власти. Так считают участники конференции «Стратегия оппозиции на избирательный цикл 2020–2021 гг.», прошедшей в субботу в Москве при поддержке «Открытой России». «Нет!» может стать универсальным лозунгом, в который каждый будет вкладывать собственное недовольство, пояснила политтехнолог Марина Литвинович.

Поскольку в отведенные на подготовку к голосованию сроки инициировать альтернативные поправки нереально, фактически у оппозиции остается два варианта, объясняет участник мероприятия, политолог Александр Кынев: либо переводить кампанию в формат референдума о недоверии власти, либо вообще игнорировать все это «мельтешение в кулуарах авторитарного государства», которое по существу мало что меняет. В этом случае следует мониторить нарушения в ходе голосования, подчеркивая отсутствие легитимности самой процедуры, считает эксперт.

Кампания представляется «осмысленной и реальной», полагает другой участник конференции, депутат подмосковного Долгопрудного Борис Надеждин: возможно возникновение достаточно широкой оппозиционной коалиции с участием в том числе и парламентской оппозиции, которая на местах настроена гораздо радикальнее, чем партийная верхушка. Конкретный формат кампании будет зависеть от действий власти: если будет дана команда «считать честно», то можно сосредоточиться на агитации против поправок. Но сама идея голосования означает, что руководство страны прекрасно осознает нелегитимность решений Госдумы, считает депутат. Народ сам по себе на участки не придет, а уровень поддержки окажется невысок. Следовательно, придется подключать административный ресурс, а вот это дает хороший шанс для кампании «Нет!»: люди на участки придут, но с «фигой в кармане». В этой ситуации кампания должна быть направлена на непризнание результатов голосования, рассуждает Надеждин.

Экс-депутат Госдумы Дмитрий Гудков считает эту идею перспективной, если все правильно организовать: «Я точно буду поддерживать эту кампанию и, возможно, смогу предложить дополнительные форматы, которые позволят сделать кампанию эффективной».

Политолог Александр Пожалов не видит у оппозиции возможностей привлечь широкие слои населения. По его мнению, содержание поправок отвечает запросу той части общества, которая боится консервации системы и хочет широких политических перемен. А претензии оппозиции к тем или иным поправкам рассчитаны на узкий круг разбирающихся, а не на широкие слои населения, уверен эксперт.

При этом организаторам будет сложно призывать говорить «нет» поправкам, которые, например, позволят восстановить индексацию пенсий работающим пенсионерам. Кроме того, либеральная оппозиция не готова выступить единым фронтом – о неготовности защищать такую Конституцию уже заявил политик Алексей Навальный, напоминает Пожалов. Более перспективным вариантом, по его мнению, было бы сделать акцент на конкретных политических требованиях к власти, используя предложенные ею поправки, а не отвергая их.