Предложенные президентом поправки в Конституцию хорошо укладываются в логику трансфера власти

Предложенные президентом поправки в Конституцию хорошо укладываются в логику трансфера власти

15 января 2020 г. 14:59

Президент Владимир Путин в ежегодном послании Федеральному собранию предложил провести голосование граждан по всему пакету конституционных поправок. При этом он не видит необходимости в принятии новой Конституции России.

Путин также выступил с инициативой о закреплении приоритета Конституции страны в российском правовом пространстве.

Глава государства считает, что решение проблемы разрыва между государственным и муниципальным уровнями управления требует закрепления в Конституции РФ принципов единой системы публичной власти.

Президент также заявил, что в Конституции должны быть закреплены положения об индексации пенсий и о том, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума.

И самое важное, Владимир Путин предложил доверить Государственной думе право утверждения кандидатуры председателя правительства РФ, вице-премьеров и федеральных министров. Президент будет обязан назначить предложенных кандидатов.

Директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ Александр Пожалов считает, что предложенный Путиным пакет конституционных изменений чрезвычайно масштабен и охватывает все направления. Однако, по мнению политолога, о технологии закрепления изменений в Конституции пока точно говорить преждевременно, пока не обнародованы конкретные новые нормы:

- С одной стороны, Путин сразу заявил о том, что речь не должна идти о принятии новой Конституции. Но с другой – первое же предложенное Путиным изменение, гарантирующее приоритет Конституции РФ в нашем правовом пространстве над противоречащими ей нормами международных договоров, может потребовать изменения ч. 4 статьи 15 Конституции. А это «защищённая» глава 1 Конституции, изменения в которую могут вноситься только Конституционным Собранием (закон о нём за все эти годы так и не был принят).

Возможно, тут сперва потребуется толкование Конституционного Суда РФ, нужно или нет для реализации предложенной Путиным поправки изменять именно статью 15 Основного закона.

Использованные Владимиром Путиным формулировки касательно голосования граждан были достаточно обтекаемыми, из них напрямую не следует обязательность проведения именно референдума. Путин говорил о голосовании населения по пакету предложенных изменений: такой опрос будет иметь рекомендательный статус, к нему нет требований по явке, на него не нужно будет выносить юридически выверенные и утверждённые Конституционным Судом РФ формулировки новых норм (достаточно вынести общие направления, обозначенные в Послании).

Такой рекомендательный опрос можно провести, например, одновременно с выборами в Госдуму в 2021 году или даже в ближайший ЕДГ 2020 года в регионах – тогда как, по ФЗ «О референдумах», проводить национальный референдум одновременно с выборами в Госдуму нельзя, потребовалось бы править этот закон.

А потом уже с отсылкой к результатам этого опроса – а нет сомнений, что население поддержит предложенные меры – ещё парламент нынешнего созыва может принять необходимые конституционные изменения. В целом было бы логично, чтобы уже Госдума нового созыва избиралась в сентябре 2021 года и начала работать с обновлёнными полномочиями, это существенно повысит значимость предстоящих выборов для населения и элит.

В целом важно то, что Владимир Путин предложил усилить сразу несколько институтов – и Госдуму, и Совет Федерации, и Госсовет (полномочия который сегодня в Конституции, наряду с Советом Безопасности РФ, пописаны максимально расплывчато), и в меньшей степени Конституционный Суд. При этом если новые полномочия Госдумы и Совета Федерации прозвучали в Послании достаточно предметно, то детали по новому статусу Госсовета, как площадки влияния губернаторов на федеральную политику, президент пока не раскрыл.

С точки зрения подготовки к транзиту системы власти и дальнейших планов самого Владимира Путина после истечения его срока президентских полномочий в 2024 году (а может быть, и ранее, если президент примет такое решение), это сохраняет для него широкий коридор возможностей для личного политического манёвра, при этом серьёзно укрепляя сами институты публичной власти в России.

Из реалий сегодняшнего дня можно говорить о том, что для Владимира Путина как лидера нации, гаранта стабильности реформируемой политической системы и национального суверенитета в 2024 году вполне подходящим может стать и председательство в Госдуме (которая будет утверждать премьер-министра и всех министров без права президента эти решения заблокировать, а также уже сейчас располагает целым рядом «спящих» полномочий типа парламентского расследования), и руководство обновлённым Госсоветом.

Однако если предполагать возможность перехода Владимира Путина в кресло председателя Госдумы, то нужно рассматривать и перспективу того, чтобы он возглавил список «Единой России» (а лучше бы для самого Владимира Путина – избирательного блока на базе ЕР) уже на ближайших думских выборах. Руководство обновлённым Госсоветом личного участия Владимира Путина в ближайших выборах, наоборот, не потребует.

Поэтому стоит дождаться более конкретных норм, касающихся статуса Госсовета, новой роли губернаторов и новой системы организации публичной власти и МСУ, о которых также говорил президент.