Рост иностранных инвестиций: что все упустили

Рост иностранных инвестиций: что все упустили

30 декабря 2019 г. 16:55

Российские СМИ обсуждают заявление Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) о том, что 2019 год ознаменовался ростом на 70% иностранных инвестиций в российскую экономику. Особый интерес вызывает утверждение главы РФПИ о том, что "Более 90% инвестиций осуществляется за пределами Москвы и охватывает более восьмидесяти российских регионов". 

К тому, что российские финансовые инструменты, и особенно рублевые облигации Минфина являются привлекательными для иностранных инвесторов и финансовых спекулянтов, многие уже привыкли, а вот к привлекательности для западных инвесторов региональных проектов, работающих в реальном секторе экономики - еще нет.

Самый важный вывод из этих данных будет, скорее всего, проигнорирован значительной частью деловых СМИ, и дело тут не в политическом, а в идеологическом контексте. Дело в том, что рост инвестиций в российский реальный сектор - это показатель того, что умный и последовательный протекционизм работает. Вот уже много лет, и это особенно заметно после 2014 года, любая мера по защите отечественных производителей и по стимулированию локализации производства в России встречает дружную критику как экспертного сообщества, так и экономических медиа. Практика показывает, что зачастую эта критика была полностью необоснованной и строилась на очень спорной аксиоме о том, что российский рынок недостаточно важен для того чтобы заставить крупных иностранных игроков, особенно в условиях санкций и конфликта с коллективным Западом, инвестировать в локализацию производства в России или какие-то внутрироссийские проекты. Статистика РФПИ и инвестиции в 280 миллиардов долларов (далеко не все из которых ушли в нефтегазовые проекты) показывают, что российский рынок достаточно большой и привлекательный, даже в условиях санкций и даже в условиях протекционистских мер со стороны российского государства.

Вторым важным аспектом, который не будут проговаривать государственные СМИ, является резкое снижение политических рисков. На Западе очень многие боялись (а в России - многие горячие головы требовали реализации этого), что среди ответных мер на американское и европейское санкционное давление будут фигурировать экспроприации (в той или иной форме) российских активов, принадлежащих европейским и американским компаниям. Реальность отказалась совпадать с карикатурой: иностранный бизнес осознал, что несмотря на все сложности в отношениях между Москвой и Вашингтоном, а также Москвой и Брюсселем, иностранные инвесторы могут рассчитывать в России на лояльное отношение государственной власти. На этом фоне единственной болевой точкой смотрелось "дело Калви" но все-таки банковская и финансовая сфера - славятся довольно специфическими условиями ведения бизнеса во всем, да и в любом случае корпоративный конфликт в банке - совершенно не политическая история.

В условиях стагнации на мировых рынках и большого дефицита возможностей вложить деньги, не то что с высокой, а с хотя бы положительной ожидаемой доходностью, Россия, ее финансовый рынок и ее реальная экономика - это одно из последних мест на планете, в котором баланс рисков и доходности является очень привлекательным, а макроэкономическая стабильность в определенной мере купирует будущие санкционные неприятности. Последний барьер на пути еще более серьезного роста иностранных инвестиций - это неповоротливость и откровенная некомпетентность многих региональных структур по привлечению инвестиций (не только иностранных). Постепенно эта проблема, как и проблема бизнес-климата, будет решаться и первые подвижки в этом вопросе уже есть.