Не откладывая на следующий год

Не откладывая на следующий год

25 декабря 2019 г. 9:44

Обзор прессы 25 декабря

Ведущие федеральные издания, публикуют ряд материалов по внутренней политике России, которые свидетельствуют, что политическая жизнь не прекращается даже накануне Нового года. И не удивительно, ведь 31 декабря – рабочий день, а 15 января президент Владимир Путин решил выступить с посланием Федеральному собранию.

«Известия» пишут, что основные элементы Конституции России менять не надо, но можно подумать над изменениями, направленными на совершенствование системы взаимодействия между муниципальными и государственными органами для создания единой системы публичной власти. Об этом во вторник, 24 декабря, заявил Владимир Путин на встрече с представителями обеих палат российского парламента.

«По Конституции я уже высказывался. Я думаю, что основополагающие положения Конституции лучше не трогать и Конституцию лучше не менять», — сказал глава государства на встрече с руководством Федерального собрания. По мнению российского лидера, в стране должна быть создана единая система публичной власти.

«Об этом тоже нужно подумать, конечно, не ущемляя интересов и прав муниципальных образований», — цитирует Путина «Интерфакс».

Ранее в декабре Путин поделился мнением по изменениям Конституции. По его словам, менять основную часть главного закона страны или принимать новый документ не нужно. При этом глава государства высказался за отмену в Конституции оговорки «подряд» в отношении числа сроков президентских полномочий.

«Коммерсант» продолжает: тему затронул спикер Госдумы Вячеслав Володин, сказавший, что «отдельные» «аккуратные» изменения Основного закона возможны и они могут касаться, в частности, местного самоуправления (МСУ).

О необходимости отрегулировать взаимодействие между государственной властью и местным самоуправлением Владимир Путин говорил и на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым в начале октября. «На этом стыке у нас постоянно происходят какие-то сложности, поскольку уровень государственного управления — и федеральный, и региональный — часто или делает вид, что его это не касается, или касается во вторую-третью очередь, а муниципальный уровень все время ссылается на отсутствие необходимых ресурсов и компетенций», — сказал президент, добавив, что есть сложности, заложенные в Основном законе, которые нужно отрегулировать.

Вновь к этой теме президент вернулся в конце октября на встрече с представителями общественности, напомнив, что в Конституции есть разрыв между муниципальным уровнем власти и государственным. «Муниципальный — это не государственный уровень, согласно Основному закону, а региональный и федеральный — это государственный», — подчеркнул он, имея в виду статью 12 первой главы.

Эта статья давно предмет дискуссий, отмечает политолог Константин Калачев. При этом Владимир Путин неоднократно оговаривал, что основополагающие положения Конституции «лучше не трогать». Ранее он уточнял, что изменения следует производить, «не нарушая обязательств международного характера по тому, что муниципальный уровень управления должен иметь определенный уровень самостоятельности (имеются в виду требования подписанной и ратифицированной Россией Европейской хартии МСУ.— “Ъ”)».

По мнению политолога Дмитрия Бадовского, статьи 12 дискуссия о взаимодействии госвласти и МСУ не касается, так как это основы конституционного строя. Но вопросы местного самоуправления также регулируются главой 8 Конституции и федеральным законом об общих принципах местного самоуправления. «Дискуссия сейчас актуализирована вопросами реализации нацпроектов и госпрограмм, когда выделяются государственные средства, в том числе федеральные, на решение местных вопросов, которые в сфере ведения МСУ. Эти вопросы не до конца урегулированы, а с ними серьезным образом связана эффективность нацпроектов в социальных сферах — образовании, здравоохранении», — поясняет он.

Опрошенные “Ъ” эксперты полагают, что речь идет о встраивании органов местного самоуправления в вертикаль федеральной исполнительной власти. «Сейчас МСУ не входит в вертикаль власти, и это проблема. Надо конституционно легализовать сложившийся статус-кво»,— говорит политолог Виталий Иванов. По его мнению, госвластью система МСУ не станет, но возникнет понятие единой системы публичной власти, в которую войдут госвласть и МСУ.

Об интеграции местного самоуправления в иерархию органов государственной власти высшие должностные лица говорят давно. В основе проблемы, по их мнению, лежит несоответствие количества и уровня полномочий, которыми обладают МСУ, и ресурсов, имеющихся в их распоряжении.

Подавляющее большинство муниципалитетов остаются дотационными, таким образом, их полномочия не обеспечены бюджетными средствами и осуществлять их приходится за счет бюджетных вливаний. Это, в свою очередь, несет всевозможные бюрократические издержки (в том числе нецелевое использование средств, возвращение неизрасходованных вовремя денег в бюджет, коррупционные махинации), которые, по мнению политиков, можно было бы устранить, встроив МСУ в структуру госвласти.

Инициатива об изменении Конституции идет от президента и будет принята с вероятностью 90%, считает директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин: «То, что изменения готовятся, стало ясно больше года назад, когда появилась статья председателя Конституционного суда Валерия Зорькина, где он заявил, что МСУ, по сути, является "нижним этажом" публичной власти».

Стоит отметить, что Владимир Путин практически дословно повторил эту идею — «единая система публичной власти». По мнению политолога, изменения в Конституцию могут быть внесены «в ближайшее время или одномоментно с изменениями, которые будут сопровождать транзит политсистемы». Он не исключил, что власть может создать «прецедент изменения Конституции», а далее внести изменения, касающиеся МСУ. Впрочем, по мнению господина Салина, реальное положение дел это не изменит: «Де-факто муниципальная власть уже давно зависима, у нее отобрали почти все финансовые полномочия. К тому же не первый год повсеместно ликвидируется двухуровневая система местного самоуправления».

Эксперт добавил, что власть постарается смягчить конфликт с международными организациями при внесении правок: «Думаю, найдут ту формулу, которая позволит и МСУ де-юре официально встроить в вертикаль власти и трактовать это таким образом, чтобы это не нарушало международные обязательства РФ».

Тема повышения ответственности муниципальной власти наверняка станет сквозной в послании президента Федеральному собранию 15 января, полагает политолог Калачев. «Хотят добиться переключения внимания населения на местный уровень власти, с тем чтобы роль громоотвода сыграл», — считает он.

«Ведомости» пишут, что к четырем партиям, неизменно представленным в Госдуме начиная с 2003 года, по итогам следующих выборов может добавиться пятая – «Коммунисты России». Это следует из данных «Левада-центра», с которыми ознакомилась газета.

Согласно декабрьскому опросу, «в ближайшее воскресенье» за «Единую Россию» были бы готовы проголосовать 29% респондентов, за КПРФ – 9%, за ЛДПР – 8%, а за «Коммунистов России» и «Справедливую Россию» – по 3%. Но если учитывать голоса лишь тех, кто собирается на участки и определился с выбором, то две последние партии тоже преодолевают 5%-ный барьер, наряду с «Единой Россией» (47%), КПРФ (14%) и ЛДПР (13%). По сравнению с июлем («Левада-центр» проводит эти замеры раз в полгода) рейтинг единороссов вырос на 3 процентных пункта, а у КПРФ и ЛДПР на столько же снизился.

На самом деле «Коммунисты России» и «Справедливая Россия» на грани прохождения, нужно все-таки учитывать погрешность, поясняет директор «Левада-центра» Лев Гудков. К тому же это все-таки декларация о намерениях, так что пока в Думу точно проходят три партии, отмечает он: «На мой взгляд, у «Коммунистов России» пока нет реального шанса пройти в Госдуму.

Тем более что респонденты могут путать их с КПРФ, это может быть такая ситуативная поддержка. Скорее у них есть шансы на региональных, а не федеральных выборах, где подобной партии могут добавиться протестные голоса». Небольшой рост поддержки правящей партии в последние месяцы связан с тем, что социально-экономическая ситуация не ухудшилась и народ стал чуть оптимистичнее, добавляет социолог.

У «Коммунистов России» огромный потенциал для роста, не согласен их лидер Максим Сурайкин: «Мы в статусе партии уже семь лет, за эти годы участвовали в 2000 избирательных кампаний разного уровня, есть шесть фракций в субъектах». Он считает, что «реальная социология» у партии выше, а к выборам в Госдуму она ставит целью пройти в парламент: «К выборам мы планируем расширить региональную сеть, открыв отделения во всех регионах, увеличить численность партии и выстроить районную первичную структуру. Как репетицию хотим использовать региональные выборы 2020 г., в которых планируем участвовать по максимуму».

В 2018–2019 гг. был очевидный рост результатов на региональных выборах и у «Коммунистов России», и у Коммунистической партии социальной справедливости (КПСС) – за этот период у них много случаев прохождения заградительного барьера на выборах в региональные парламенты и местные советы, говорит политолог Александр Кынев: «Учитывая, что это не везде сопровождается активными кампаниями, голосование за них – это следствие общего запроса на перемены, и нужно его рассматривать как протестное голосование не только против партии власти, но и против всех системных партий».

Сурайкин и местные кандидаты «Коммунистов России» выступают в качестве антисистемных фигур в условиях, когда партийное поле серое, а КПРФ дискредитируют перед ее электоратом – где-то из-за соглашательства, где-то из-за информационных кампаний, отмечает эксперт. Он также напоминает, что в последние два года хорошо себя проявляет на выборах и Российская партия пенсионеров за справедливость, голосование за которую носит характер «выбора последнего дня».

«Коммунистов России» от КПРФ избиратель отличает, уверен Кынев: ошибиться могут 1–2%, а когда на региональных выборах речь идет о 6–7%, то это уже не ошибка, а сознательное голосование. Но как эта партия покажет себя на выборах в Госдуму в 2021 г., будет зависеть от того, кто еще окажется в бюллетене, добавляет эксперт: «Если никакой конкуренции, как обычно, не будет, то такие фрики будут проходить. Но если будут серьезные новые проекты, то тогда они оттянут на себя этот запрос на перемены».