Говорить о возвращении к выборной “модели Медведева” сегодня не приходится

Говорить о возвращении к выборной “модели Медведева” сегодня не приходится

17 декабря 2019 г. 15:39

Ведущие телеграм-каналы обсуждают информацию о полемике в стенах администрации президента вокруг различных моделей и конструкций выборных кампаний. Особый акцент делается, конечно, на кампании в Государственную думу в 2021 году. “Модель с упором на одномандатные округа может стать лидирующей”, - пишет канал Незыгарь. 

По мнению его авторов, эксперты не исключают возможность возврата к ьак называемой "модели Медведева". Это решение может серьезно отрезать партии от спонсоров и резко сократить их ресурсы и возможности. Вместе с тем, и  устранит возможные конфликты, в случае неожиданного попадания в списки ненадежных кандидатов.

Правда, отмечает Незыгарь, переход к такой модели может резко усилить региональные элиты и глав регионов. Противовесом чего может стать поддержка значимых муниципалитетов в регионах, которые могли бы конкурировать за места в региональных списках.

Телеграм-канал Нижегородский олень, в свою очередь, делится с коллегами инсайдом о том, что в Кремле пока не пришли к общему мнению относительно модели предвыборной кампании в Госдуму 2021, которая позволила бы достичь конституционного большинства в новых политических реалиях.

Помимо модели с преобладанием мажоритарной компоненты (повышением числа мажоритарных округов), существует ещё несколько рабочих моделей, которые были разработаны различными политическими и экспертными центрами. Однако пока доподлинно неизвестно, как в новых условиях поведут себя избиратели, а цена ошибки на выборах в Госдуму 2021, результаты которых станут определяющими для новой политической конфигурации и сценария трансферта, очень высока, заключает телеграм-канал.

Председатель совета директоров Фонда ИСЭПИ, политолог Дмитрий Бадовский представляет свой взгляд на ситуацию, напоминая как раз о той смой "модели Медведева". 

- Раз сегодня вспоминают предложенную Дмитрием Медведевым в 2011 году «новую модель» выборов в Госдуму, то нужно уточнить, как именно тогда это было сформулировано.

В своём президентском послании 22 декабря 2011 года Медведев сказал, что нужно “ввести пропорциональное представительство по 225 округам”.

А в законопроекте, который был внесён в парламент в феврале 2012 года, этот тезис потом вылился в идею, что партийный “федеральный избирательный округ” делится на 225 “территориальных единиц” и, соответственно, партии должны делить свои партийные списки (без федеральной части, ее действительно предлагалось ликвидировать) на группы в соответствии с этими 225 “территориальными единицами”.

Таким образом, в проекте Медведева избирательная система оставалась полностью пропорциональной,  одномандатные округа не создавались, а от каждой “территориальной единицы” по спискам партий могло пройти в Госдуму один депутат или больше. Поскольку численность Госдумы оставалась равна 450 депутатам, так как это прямая конституционная норма.

Поэтому говорить о возвращении к “модели Медведева” сегодня не приходится, ведь о новом переходе к полностью пропорциональной системе - пусть и с разбивкой партсписков на 225 групп - никто сегодня не говорит. Все дискуссии как раз о другом - сокращать ли в нынешней смешанной системе дальше долю партсписков в пользу одномандатников или нет.