Социальные сети полны протестного контента - это факт, который надо учитывать

Социальные сети полны протестного контента - это факт, который надо учитывать

12 ноября 2019 г. 13:21

У российской молодёжи серьёзная вовлеченность к цифровым форматам. 29,1% подписаны на актуальные политические ресурсы органов государственной власти, а 26,1% – на политические ресурсы оппозиционных сил и только 7,4% ведут свой блог или видеоблог, в котором затрагивают политические темы. При этом 45,3 % дистанцируется от политического информационного потока в социально­медийной среде. Таковы результаты очередного опроса ВЦИОМ.

Больше всего в соцсетях молодёжь видит сообщения об ущемлении прав граждан (48,3%) и борьбе с коррупцией – 46,7%. Что касается материалов и о призыве к участию в протестных акциях политического/гражданского характера, то практически половина молодых респондентов – 48,4% –  встречают их реже, чем один раз в неделю, а 23% вообще их не видели.

Почти 29% «раз в неделю и чаще» встречаются с сообщениями, призывающими участвовать в акциях социально-политического протеста. А половина (48%) тоже регулярно встречает такие сообщения, но «реже раза в неделю».

Весьма высока и доля тех молодых пользователей, кто, столкнувшись с протестными сообщениями в соцсетях, внимательно их читает (почти 37%). А к активным действиям по вовлечению в протест – поиск организаторов и единомышленников, личное участие в акциях – приступают 12%.

Иными словами,  половина опрошенных весьма заинтересована попавшимся им протестным сетевым контентом, отмечает директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ, политолог Александр Пожалов

– Структура проблемных поводов, привлекающих внимание молодёжи в соцсетях, типична для протестного голосования на выборах. Половина опрошенных назвали борьбу с коррупцией и ущемление прав граждан (вероятно, социальных), около трети – нарушения на выборах (хотя они куда менее интересны россиянам в целом, судя по обычным опросам), несправедливость решений власти, ограничение интернет-прав.

А вот нередко продвигаемые ради отвлечения внимания от более серьёзных поводов для социального раздражения «модные» протестные темы – вроде феминистической повестки, прав секс-меньшинств, защиты животных – заметно отстают по частоте упоминаний или не встречаются вовсе.

При этом 61% опрошенных молодых пользователей соцсетей указали, что уже участвовали в выборах. И эта доля по выборке была бы выше, если бы речь шла только о совершеннолетних (часть опрошенных была в возрасте 15-17 лет). С учётом содержательной структуры информполя, привлекающего их внимание в соцсетях, можно предположить, что на выборах в Госдуму это были бы в основном сторонники оппозиции, а не «Единой России».

И хотя у власти есть значительный резерв – 45% респондентов отметили, что не ищут в соцсетях политический контент и не интересуются общественной и политической интернет-активностью, 33% сразу пропускают протестные сообщения – но при выявленных трендах есть риск, что мобилизация ранее аполитичной молодёжи на выборы неизбежно будет сопровождаться преобладанием протестной повестки вокруг них и смещать их политические предпочтения в сторону оппозиции.

Результаты исследования ВЦИОМ интересны, кроме всего прочего, еще и вот по какой причине:  власть, с одной стороны, целенаправленно занимается привлечением молодого поколения на выборы разных уровней. И возможный рост явки на выборах в Госдуму в 2021 году, особенно в городах, в первую очередь может быть связан с активизацией молодёжи.

А с другой стороны – сама власть уже долгое время работает с молодёжной и политической повесткой в интернете, затрачивая на это немало сил. А значит, подобные исследования позволяют делать определённые выводы об эффективности такого рода работы.

Кроме того, хотелось бы обратить внимание на методологию опроса. Рекрутинг молодёжи на заполнение онлайн-анкет шёл через несколько соцсетей – предлагающую более оппозиционный контент Facebook, более лояльную и массовую «ВКонтакте», а также через Twitter, который в последнее время в России утрачивает былое значение как площадка для политического контента и гражданской мобилизации.

Новомодный Telegram, теперь активно рекомендуемый чиновникам, не использовался. Не опрашивать же социологам многочисленных Telegram-ботов?

Странно, что проигнорированы Instagram и YouTube, политический контент в которых в России набирает популярность и которые востребованы среди молодёжи.

Можно констатировать, что  при всех попытках власти активно продвигать позитив в соцсетях и несмотря на страхи оппозиционеров, что власть «зачищает» интернет, результаты опроса показывают, что российскую молодёжь в соцсетях окружает преимущественно протестный контент.

Впрочем, интересно посмотреть такое же исследование среди молодёжи на предмет их осведомлённости и интереса к позитивному контенту в соцсетях.