Стабильность за счет региональной ротации

Стабильность за счет региональной ротации

7 ноября 2019 г. 16:22

Пресса комментирует очередное политологическое исследование, в котором эксперты заявляют, что отсрочка традиционной осенней волны губернаторских отставок может быть обусловлена усталостью управленческой системы от слишком высоких темпов ротации.

За последние три года Кремль поменял 48 губернаторов (по 20 в 2017 и 2018 гг. и 8 – весной 2019 г.), что гораздо выше средних темпов ротации в 2005–2016 гг. (10,2 замены в год). Из губернаторов, работавших на момент возвращения Владимира Путина в Кремль в 2012 г., на своих постах остаются только 20 человек.

Это частично удовлетворило запрос на новые лица в политике, но поддержка такого темпа ротации чревата рисками снижения управленческой дисциплины и формирования в обществе запроса на схожие перемены на федеральном уровне, отмечают эксперты. Отсутствие отставок также может объясняться проблемами с подбором новых кадров, так как требования к кандидатам растут: они должны иметь федеральный управленческий опыт, не вызывать раздражения у местных элит и быть способными к победе на прямых выборах.

Еще одной причиной переноса ротации с осени на начало года или весну может быть желание «не расплескать имиджевый эффект от замены». Хотя возможно и самоуспокоение властей после выборов 2019 г., доказавших технологическую возможность проведения через выборы старых и даже не самых успешных губернаторов, допускают эксперты.

 Отставки не выглядят неизбежными в ближайшее время, хотя с выборами-2020 нужно что-то делать, говорит президент «Петербургской политики» Михаил Виноградов: Его коллеги, в свою очередь, полагают, что  отставки губернаторов будут перенесены на весну.  Но даже весной не следует ждать такой массовой волны отставок, как было в последние два года.

 Глава Политической экспертной группы, политолог Константин Калачев не согласен с Виноградовым в том, что  замена на региональном уровне порождает ожидания в отношении замен на уровне федеральном:

- Напротив, замена на региональном уровне замещают отсутствие каких-либо серьёзных кадровых перемен на уровне федеральном. Есть запрос на перемены, на обновление. На него надо как-то реагировать. Люди ощущают свою зависимость от местной региональной власти.

Совместить перемены и стабильность федеральному центру удается за счет как раз ротации кадров на региональном уровне при минимизации каких-либо кадровых подвижек уровня федерального. Потому что эффективные кадры на дороге не валяются. Любому новому человеку, например, на посту министра для того, чтобы войти в курс дела, требуется время, а нужно решать проблемы здесь и сейчас.

Проблема в том, что скамейка запасных не так велика. Те губернаторы, которых нужно было отправить в отставку по причине, например, их неизбираемости,  в отставку уже отправлены, старожилов остаётся все меньше.

Что касается старожилов. Может быть, некоторые из них не обладают той популярностью, которую могут получить новички  на эффекте  ожиданий, на эффекте сравнения. Но дело в том, что  можно полгода или год быть губернатором надежды, но потом так или иначе ты должен стать губернатором результата. А как показывает практика, новое не всегда лучше старого. И те ожидания, которыми сопровождались кадровые замены, сбываются далеко не всегда. 

Ожидания и надежды разбиваются о реалии. Например, на отсутствие в регионе реальных драйверов развития, ресурсов. В традиционном регионе трудно найти возможности для экономического чуда, и самое главное – все эти изменения несут в себе определенные риски. 

Старые рычаги уже не работают, новые еще не заработали, а самое главное, любой губернатор —  это человек, находящийся за рулем не просто машины управления. Этот человек находится за рулем еще и электоральной машины,  которая обеспечивает результат в том числе и на федеральных выборах.

Не надо ломать что работает —  может быть, так рассуждают в федеральном центре. Надо менять тех, кого необходимо срочно поменять. Если руководитель не имеет высокой популярности, но может гарантировать результаты выборов, то почему бы ему не продолжить работать дальше? Федеральные выборы 2021 года предполагают, что многое будут решать кадры на местах. И здесь нужны губернаторы, обладающие определенным политическим опытом.  Чем ближе федеральные выборы, тем более осторожными становятся кадровые решения.

И давайте примем во внимание еще одну вещь. Регионы вынуждены решать массу бытовых, практических задач. Сейчас актуальна подготовка к отопительному сезону.  Новичок может не сразу оценить масштаб рисков и угроз.

 В общем, целая совокупность причин вынуждает федеральный центр отказаться от массовой замены губернаторов.  Это и более консервативное отношение к кадрам, это проблема со скамейкой запасных, это понимание того, что старый конь, может быть глубоко не вспашет, но борозды точно не испортит, и понимание того, что опытные губернаторы в больших электоральных кампаниях являются ресурсом, а новые губернаторы, напротив, могут создавать риски и могут просто не справиться с электоральной ситуацией в регионе.

Ротация будет по весне, некоторых поменяют, кого-то — еще до этого. В основном те замены, которые должны были происходить, уже произошли, а в отношении тех, кто остался, будут взвешивать все за и против.