Twitter отказывается от политической рекламы. Исчезнет ли оттуда Навальный

Twitter отказывается от политической рекламы. Исчезнет ли оттуда Навальный

31 октября 2019 г. 10:54

Заявление руководителя Twitter Джека Дорси о том, что соцсеть отныне отказывается от политической рекламы, в американском медийном пространстве была однозначно расценена как очередной гвоздь если не в гроб, то в стул Марку Цукербергу

Facebook, пытающийся сохранить остатки независимости от внутриамериканской политики, переживает сейчас тяжёлые времена. Им недоволен конгресс США, с приближением выборов жаждущий получить (если называть вещи своими именами) контроль над сетью, сыгравшей, по общему мнению, ключевую роль во внезапном триумфе Трампа. Им недовольны (впрочем, это уже давно и безнадёжно) правые американцы, мигрирующие в другие, менее интересующие конгресс и «борцов с ненавистью» соцсети.

Им недовольна Грета Тунберг, требующая от Цукерберга «разобраться» со всеми её противниками, «измышляющими о ней теории заговора». Им недовольны даже собственные идейно заряженные прогрессивные сотрудники, начавшие уже писать коллективные письма о недопустимости «недостоверной политрекламы».

На этом фоне Twitter старается резко улучшить собственный имидж (к нему, впрочем, тоже есть претензии - в частности, он отказывается вмешиваться в работу аккаунта Трампа, являющегося по факту самым могучим и влиятельным американским СМИ).

Порядок цифр следующий: в электоральном цикле 2020 года в США будет потрачено на политическую рекламу около 6 миллиардов долларов, из них значительную часть намерены получить Google и Facebook. С мая 2018 года сеть Цукерберга заработала на политической рекламе не менее 860 миллионов долларов, Youtube - ещё 122 миллиона. Твиттер данными не делится.

К этому стоит добавить специфику: если в России (а также на Украине и в остальном пост-СССР) основной политической, социологической и вообще «умной» площадкой является Фейсбук (изначально созданный для того, чтобы собирать компании на пятницу и обмениваться котиками) - то главной интеллектуальной площадкой запада является именно Twitter (при всём его очевидном неудобстве для выражения длинных мыслей). 

Отчасти копируя этот западный подход, российская «несистемная оппозиция» приложила изначально заметно больше усилий для оккупации Твиттера, чем многие медиа-лоялисты. 

В свете отказа от политической рекламы поднимается естественный вопрос: означает ли это, что оттуда исчезнут бесконечные продвижения Навального, ФБК и обличительных антигосударственных ресурсов?

Наиболее вероятный ответ - нет. Во-первых, пропаганда, направленная на «неправильные» зарубежные режимы, в западных сетях по определению не считается пропагандой - она является «альтернативной информацией», доступ к которой затруднён в данной стране из-за репрессий, из-за чего в отношении этих режимов ненаказуемы любые фейки. 

А во-вторых, чёткого определения именно политического контента не имеется - что позволит руководству Twitter спокойно и даже в автоматическом режиме отвечать на любые претензии, что «это реклама информационная / социальная». 

Выбивать у себя из рук инструмент влияния на остальной глобус американская политика не спешит.