Главная цель — нацпроекты: Госдума приняла в первом чтении проект бюджета

Главная цель — нацпроекты: Госдума приняла в первом чтении проект бюджета

23 октября 2019 г. 16:02

Госдума приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов.

Согласно проекту, доходы федерального бюджета в 2020 году запланированы на уровне 20,379 трлн рублей. В 2021 году они вырастут до 21,246 трлн рублей, а в 2022 году - до 22,058 трлн рублей.

Расходы бюджета, как ожидается, также будут расти - до 19,503 трлн рублей в 2020 году, до 20,634 трлн рублей в 2021 году и до 21,763 трлн рублей в 2022 году. Существенную долю по-прежнему будут составлять расходы на социальное обеспечение, оборону и нацбезопасность.

Профицит федерального бюджета в 2020-2022 годах ожидается на уровне 0,8%, 0,5% и 0,2% ВВП соответственно.

Документ сверстан исходя из заложенной в бюджетном правиле цены на нефть марки Urals в 2020 году - $42,4 за баррель. Дополнительные доходы казны от продажи нефти сверх этого уровня направляются в Фонд национального благосостояния.

Бюджет основывается на базовом прогнозе Минэкономразвития, который предполагает рост российского ВВП на 1,7% в 2020 году и ускорение до 3,1% и 3,2% в 2021 и 2022 годах соответственно. Среднегодовая цена нефти, согласно прогнозу, составит $57 за баррель в 2020 году и снизится до $56 и $55 за баррель в 2021 и 2022 годах соответственно. Инфляция ожидается на уровне 3% в 2020 году и 4% в 2021 и 2022 годах.

Первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков отметил, что бюджет содержит очень серьезные средства на реализацию национальных проектов  - на них будет выделено около 7 трлн рублей. При этом финансирование нацпроектов будет ежегодно расти - с 1,982 трлн рублей в 2020 году до 2,692 трлн рублей в 2022 году.

«Главное достоинство бюджета заключается в том, что создана устойчивая бюджетная конструкция, которая позволяет государству выполнить все социальные обязательства независимо от внешней конъюнктуры и санкций», - подытожил глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

Остаётся добавить, что второе чтение бюджета состоится  19 ноября.

 Нынешний цикл отличается тем, что депутаты особенно активно занимаются вопросом финансов для регионов, подчеркивает директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ, политолог Александр Пожалов:

– Возможно, принимаемый сейчас бюджет – для действующих депутатов, претендующих на переизбрание, по сути, уже бюджет предвыборный. Объём дополнительных денег, которые поступят в регионы через  «своих» депутатов, может оказаться важен, когда к концу 2020 года новые губернаторы будут делать вывод – годится им такой депутат на следующий созыв, выполняет он свои депутатские KPI, или они будут просить его заменить.

В отношении региональных финансов в этом бюджетном цикле Госдума потребовала от правительства много принципиальных вещей. Поэтому обсуждение сегодня, вопреки ожиданиям, вышло не столько социально-популистским, сколько предметно-финансовым.

Долги регионов по бюджетным кредитам прошлых лет Госдума предлагает не взыскивать обратно на федеральный уровень или оттянуть на несколько лет, а разрешить их обнулить, списать, если регион перенаправляет эти деньги на ключевые инвестпроекты.

Вроде бы все стороны уже согласились, что распределение основных федеральных трансфертов на 2020 год и необходимая подзаконная база должны появиться до конца текущего года - чтобы деньги в регионы пошли с января. А то, как доложил Кудрин, октябрь уж наступил, а годовые расходы по Нацпроектам исполнены только на 59%.

Для 10 отстающих по бюджетной обеспеченности регионов, которые хотят "подтянуть" сверху, уровень федерального софинансирования по совместным социально-экономическим программам предлагают довести до 99%. Если это случится, в следующем году будут и другие желающие записаться в отстающие.

Летом правительство приняло амбициозную госпрограмму развития села. В условиях снизившихся общих рейтингов это ключевая тема для работы "Единой России" со своим ядерным сельским избирателем – но в проекте бюджета на неё оказалось заложено в два раза меньше денег, чем должно быть. Не случайно, именно единороссы громче всего требуют вернуть эти деньги в проект бюджета в полном объёме. Хотя бы на ближайший год.

Ну и, конечно, вопрос финансовой поддержки регионам на исполнение ряда социальных законов, которые ранее были приняты или вот-вот их примут.

Спикер ГД Вячеслав Володин напомнил, что пока в бюджете нет денег на закон о бесплатном горячем питании школьников – хотя правительство его поддержало и его надеются принять уже до конца года.

Все говорили о том, что регионам нужно продолжать выполнять ещё прошлые "майские указы" по повышению зарплат бюджетников – а значит, федеральные деньги на это должны появиться и в новом бюджете.

Совсем недавно Владимир Путин поручил уже в этом году внести в законодательство поправки о субсидировании ипотеки до 2% для молодых семей в ДВФО – а дофинансирования дальневосточной госпрограммы под это пока нет.

Для "шахтёрских" регионов Госдума ещё весной приняла закон, расширяющий число бесплатных получателей пайкового угля – но профильный комитет не нашёл этих относительно небольших сумм в проекте бюджета. Ну и ещё много такого, казалось бы, по мелочам.

Ко второму чтению бюджета будет ясно, что из этих депутатских заявок прошло, а что осталось на уровне благих пожеланий. Но раз Госдума уже добилась от Минфина согласия на отдельный, по линии комитетов, контроль за тем, как исполняются целевые показатели госпрограмм и насколько эти показатели вообще релевантны, то от вопросов депутатов по поводу недостающих денег для регионов на социальные нужды уйти будет сложнее.

Политтехнолог Дмитрий Фетисов считает, что прошедший первое чтение бюджет вполне жизнеспособен:

 – Бюджет тщательно обсуждали и при этом, несмотря на то, что министр финансов Антон Силуанов был ну очень оптимистичен на мой взгляд, но тем не менее депутаты сдержанно отреагировали на его оптимизм, каких-то принципиальных споров я не увидел. Было много вопросов к Силуанову, но их нельзя назвать принципиальными. И это подчеркивает жизнеспособность бюджета.

Та цена за баррель нефти, которая заложена в бюджете, предполагается, что она будет пчуть выше в реальности на рынках и это также поспособствует тому факту, что бюджет будет полностью исполнен. Бюджет остается социально ориентированным, в нем учитываются пункты послания  президента Федеральному собранию, правительство эти моменты учло. Отсюда активная ставка на увеличение программ демографических и других.

При этом, то направление, которое взяла ГД – ориентир на регионы – важный. И здесь многие моменты также были учтены: необходимо заранее корректировать бюджетную политику, для того, чтобы деньги своевременно поступали в регионы, чтобы разрыв бюджетной обеспеченности субъектов преодолевался. Это все делается для того, чтобы реализовать национальные проекты. И это, на мой взгляд, главное отличие данного бюджета от предыдущих.

Посмотрим на поправки ко второму чтению, но пока на данный момент принципиальных возражений у депутатов я не увидел.

Президент Центра политических технологий, политолог Борис Макаренко напоминает, что трехлетний бюджет не исключает корректировок каждый год:

– «Социально-ориентированный бюджет» – понятие растяжимое, мне больше интересен вопрос, является ли этот бюджет «бюджетом развития». Экономика больше десяти лет стагнирует. И если бюджеты не будут способствовать решению задач развития, например реализации национальных проектов, то тогда никакой социальной ориентированности у бюджета не будет, потому что он будет слишком тощим.

Обеспечение бюджетом национальных проектов – это необходимое условие. Дальше многое будет зависеть от его реализации.

Мы видим по первому году реализации национальных проектов, что деньги выбираются небыстро. Госдума уже поставила вопрос контроля над реализацией нацпроектов. Тут важно, чтобы депутаты вместе с исполнительной властью обеспечивали заявки на бюджетирование и оперативное обеспечение.

Здесь поле для совместной работы думы и правительства, а бюджет для этого – необходимый инструмент.

Политолог Антон Хащенко считает, что первое чтение очертило концептуальные рамки финансового документа:

- Говорить об окончательных параметрах бюджета пока рано и основную часть депутатских поправок стоит ожидать в процессе его рассмотрения уже во втором чтении. А их может набраться достаточно большое количество. К примеру, это вопрос появления в расходной части средств под будущий закон об обязательном горячем детском питании в младших классах, который будет рассматриваться в Госдуме уже завтра.

В целом же внимания заслуживает четкая позиция парламента сразу по целому ряду вопросов, связанных с эффективностью бюджетного рубля, контролем за бюджетной политикой и реализацией нацпроектов на земле, поддержкой регионов и сокращения разрывов в бюджетной обеспеченности. Здесь же тема развитие сельских территорий в контексте запроса на кратное увеличение финансирования.

К таким важным депутатским инициативам, являющимся в какой-то степени ноу-хау, можно отнести решение о выделении дополнительного финансирования десяти регионам, имеющим низкий уровень социального развития. Или возможность списания регионам бюджетных кредитов на ту сумму, которая была вложена ими в инвестиционные проекты. Иными словами, вместо того, чтобы тратить собственные ресурсы на выплату кредитов федеральному центру, регионы смогут вкладывать их в развитие собственной экономики.