Дела бюджетные и социальные

Дела бюджетные и социальные

23 октября 2019 г. 9:43

Обзор прессы 23 октября

Одной из главных тем, которые освещают все без исключения федеральные издания, стали вчерашние многочасовые переговоры Владимира Путина и президента Турции Реджепа Эрдогана. Ряд газет посвятили свои публикации внутренней политике и социальной сфере, которая с ней неразрывно связана. Главным образом речь идет о рассмотрении Государственной думой бюджета России на ближайшие три года в первом чтении. Там много моментов, касающихся выполнения указов президента.   

«Российская газета» пишет, что фракция "Единой России" в Госдуме выработала ряд предложений, направленных на повышение эффективности расходования бюджетных средств. Многие из этих мер депутаты называют революционными.

"На конец сентября максимальное количество средств, которые перечислены в регионы и в рамках нацпроектов использованы, составляет около 70%. А минимальное - в пределах 10%", - отметил на собрании фракции во вторник спикер Госдумы Вячеслав Володин. Всего 40% средств перечислено на дорожное строительство, добавил он. "Мы с вами понимаем: в октябре в половине наших регионов минусовая температура и работы вести нельзя", - подчеркнул глава ГД.

Причина такого положения дел, как уже неоднократно заявляли в Госдуме, заключается в слишком долгой подготовке документации, из-за чего бюджетные средства в регионы часто поступают лишь в середине года.

"Деньги должны приходить в регионы в январе, это значит, что нормативная база профильных министерств должна быть сформирована до января, все торги должны проводиться в регионах до марта с тем, чтобы уже с апреля начались работы", - заявил Володин. По его мнению, "это повысит эффективность рубля в два-три раза".

Депутаты совместно с правительством нашли "целый ряд революционных решений, которых никогда раньше не было при рассмотрении бюджета, а сейчас предлагаются", сообщил первый вице-спикер ГД Александр Жуков. В частности, нижняя палата намерена рекомендовать кабмину до 1 декабря этого года принять все нормативные акты о правилах распределения субсидий, субвенций и межбюджетных трансфертов.

 А до 1 января 2020 года - заключить соглашения с регионами о предоставлении трансфертов и принять все оставшиеся нормативные акты правительства, необходимые для выполнения бюджета.

Субсидии, субвенции, трансферты и дотации на выравнивание бюджетов планируется распределить уже ко второму чтению основного финансового документа. "Такого еще не было у нас в истории рассмотрения бюджета", - подчеркнул Жуков. По его словам, правительство пошло навстречу парламентариям, соответствующие поручения уже даны.

Такой подход должен стать правилом, уверены депутаты. До 1 декабря, сообщил Жуков, профильный комитет Госдумы совместно с кабмином подготовит изменения в бюджетное законодательство для создания условий для доведения до субъектов РФ межбюджетных трансфертов до начала очередного финансового года (до 1 января. - Прим. "РГ").

"Единороссы" обсудили также дополнительную помощь регионам с низкой бюджетной обеспеченностью. По словам присутствовавшего на заседании первого вице-премьера - министра финансов РФ Антона Силуанова, средства получат 10 субъектов. Это Адыгея, Алтай, Калмыкия, Карелия, Марий Эл, Тыва, Чувашия, Алтайский край, Курганская и Псковская области.

«Известия» продолжают тему. Недофинансирование социальной сферы и нехватка средств в дотационных регионах — две главные претензии фракций Госдумы к правительству по поводу бюджета на 2020–2022 годы. Документ будет рассмотрен на заседании нижней палаты в среду, 23 октября. Пока о своей безоговорочной поддержке сообщили лишь в «Единой России». В КПРФ и «Справедливой России», «Известиям» заявили, что намерены проголосовать традиционно против, так как не понимают необходимости экономии средств на социалке при большом профиците. ЛДПР похвалила Минфин за документ, однако фракция выскажет свою позицию на самом заседании.

В оппозиционных парламентских фракциях КПРФ и «Справедливая Россия» «Известиям» заявили, что намерены голосовать против. Отметим, что такую тактику в отношении финансовых документов кабмина партии занимают на протяжении ряда лет, однако повлиять на изменение бюджетных параметров не могут.

«Мы его поддерживать не будем категорически. На заседании Думы эту позицию обозначит Геннадий Зюганов», — пояснил первый зампред фракции коммунистов Николай Коломейцев.

По его словам, партию не устраивает стагнация российской экономики, а также якобы не выполнение указа президента «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». Также Николай Коломейцев обратил внимание на то, что в бюджете зафиксировано сокращение средств на определенные сферы, в числе которых оказались наука и здравоохранение. Коммунист также возмущен тем, что $9,3 млрд золотовалютных резервов РФ продолжают храниться в США.

«Деньги надо вкладывать в развитие, потому никто, кроме нас, развивать российскую экономику не будет», — убежден парламентарий.

Как заявил «Известиям» первый зампред фракции «Справедливая Россия» Валерий Гартунг, у партии «очень много аргументов против, потому что это ужас, а не бюджет». По его словам, самая главная претензия — экономия денег на социальной сфере при профиците более чем 1,9 трлн рублей по итогам 2019 года.

«Повысили пенсионный возраст, но отказываемся принимать закон о поддержке материнства и детства, не выплачиваем пенсии работающим пенсионерам, замораживаем выполнение указа президента о росте пенсий военным пенсионерам и не принимаем закон о выплатах дореформенных вкладов (компенсации полагаются гражданам России, чьи счета в Сбербанке были открыты до 20 июня 1991 года. — «Известия»), — сообщил депутат.

В ЛДПР считают, что всё не так мрачно, как представляют «эсеры».

«У нас была встреча с Антоном Силуановым, мы видим, что определенные позитивные изменения в бюджете существуют. И то, что в нем есть профицит, — хорошо», — пояснил «Известиям» зампред фракции либерал-демократов Ярослав Нилов.

По его словам, партия надеется, что ей удастся внести свои поправки ко второму чтению бюджета 19 ноября, чтобы выделить больше средств на решение социальных проблем. Все основные финансовые обязательства государства в законопроекте обеспечены, но можно использовать и дополнительные ресурсы, чтобы решить ряд актуальных для россиян проблем, в том числе в здравоохранении.

Проект федерального бюджета сверстан с профицитом в 0,8% ВВП в 2020 году, 0,5% ВВП в 2021-м и 0,2% ВВП в 2022 году. Документ строится в соответствии с бюджетным правилом, согласно которому все дополнительные нефтегазовые доходы, полученные при цене нефти выше планки отсечения ($42,4 за баррель в 2020 году), будут направляться в Фонд национального благосостояния.

«Коммерсант» обратил внимание на инициативу, рассмотренную в верхней палате РФ. Для решения проблемы кадрового обеспечения государственного здравоохранения необходимо увеличивать число бюджетных мест для студентов, упорядочить прием на «узкие» специализации и отслеживать трудоустройство выпускников. С такими предложениями вчера в Совете федерации выступила глава Минздрава Вероника Скворцова. Представители регионов посчитали эти меры недостаточными — по их мнению, необходимо жестче контролировать переток врачей в частные клиники и из региона в регион.

Дефицит кадров является одной из главных проблем первичного звена российского здравоохранения. К такому выводу пришли участники вчерашнего заседания совета по региональному здравоохранению в Совете федерации. Оно было посвящено будущей модернизации поликлиник, фельдшерских пунктов и больниц — соответствующее поручение Минздраву в сентябре дал Владимир Путин.

Как подчеркнула в начале заседания спикер Совета федерации Валентина Матвиенко, сенаторы намерены принимать активное участие в реализации поручений главы государства. По ее словам, представителей верхней палаты парламента беспокоит проблема дефицита кадров и наличие региональных диспропорций в обеспеченности медицинскими специалистами. «Сегодня в первичном звене не хватает более 25 тыс. врачей и более 130 тыс. человек среднего медицинского персонала», — отметила госпожа Матвиенко. По ее словам, основная проблема заключается в том, что «система подготовки и закрепления медицинских работников, управления и развития кадрового потенциала отрасли не отвечает вызовам и потребностям населения».

Выступавшие на совете представители регионов в целом поддержали предложения министра и спикера — однако высказали различные мнения об отдельных аспектах проблемы с кадрами. Так, по словам первого замглавы правительства Кировской области Дмитрия Курдюмова, даже при отсутствии дефицита медицинских работников в центре региона в любой момент он может возникнуть на его границе — из-за роста зарплат на аналогичных рабочих местах в соседней области.

Исполняющий обязанности министра здравоохранения Сахалинской области Владимир Ющук посоветовал начинать готовить будущих врачей как можно раньше — то есть со школы. «Иначе они уезжают, и мы не можем вернуть их никакими материальными способами», — пожаловался он.

Как отметил ректор Кубанского государственного медицинского университета Сергей Алексеенко, ряд проблем для государственного здравоохранения создает частная медицина — многие врачи переходят работать туда из-за лучших условий. «Необходимо ввести обязательное согласование мест появления частных клиник», — предложил он.