Рост доли одномандатников в следующей Думе, вероятней всего, сыграет против ЕР

Рост доли одномандатников в следующей Думе, вероятней всего, сыграет против ЕР

22 октября 2019 г. 14:43

Фонд ИСЭПИ подготовил доклад, где анализируется широко обсуждаемый вариант реформирования модели выборов в Госдуму, согласно которому доля одномандатников увеличивалась бы до 75%, а доля списочников сокращалась до 25%.

Авторы доклада разделили все российские регионы на несколько электоральных категорий исходя из позиций «Единой России» и подсчитали, в каких из них и на сколько может увеличиться число одномандатных округов. Классификация приводится по состоянию на осень 2019 года. При этом в значительной части регионов в 2020 году пройдут крупные избирательные кампании, возможны перестановки в губернаторском корпусе, что в дальнейшем может стать основанием для перевода некоторых субъектов в другие категории, оговариваются авторы записки.

Всего эксперты Фонда выделяют пять электоральных категорий: специфические регионы «электоральной мобилизации» на выборах федерального уровня (всего 12 регионов, в их числе Башкирия, Татарстан, Кемеровская область; из них пять регионов не получают дополнительные округа); патриархально-консервативные регионы, зоны высокоуправляемого голосования за «Единую Россию» (всего 13 регионов, в их числе Краснодарский край, Белгородская, Ленинградская, Липецкая, Курская области; из них один регион не получает дополнительный округ); регионы с высокой электоральной мобилизацией для «Единой России», но с возможным проявлением негативного тренда для партии власти к 2021 году (всего 15 регионов, в их числе Ростовская, Нижегородская, Саратовская, Волгоградская области; из них пять регионов не получают дополнительные округа); конкурентная зона для «Единой России», регионы усилившегося протестного голосования в 2018–2019 годах (всего 30 регионов, в их числе Московская, Свердловская, Челябинская, Самарская области; из них десять регионов не получают дополнительные округа); устойчиво протестные регионы для «Единой России» (всего 15 регионов, в их числе Москва, Санкт-Петербург, Иркутская область, Хабаровский край; из них два региона не получают дополнительные округа).

В случае перехода на новую систему выборов число одномандатных округов увеличится с 225 до 337, а средний размер округа, за исключением малочисленных регионов, сократится примерно с 500 тыс. избирателей до 327 тыс. 

Определенные стартовые риски в этой модели для «Единой России» есть. Эксперты ИСЭПИ констатируют, что  потенциально проблемная зона при переходе к схеме 25/75 вырастает больше, чем увеличение количества условно спокойных, более простых округов.  Но это лишь базовая оценка, а в ходе выборов, конечно, все зависит от качества ведения кампании, подбора линейки кандидатов, способности оппозиции договариваться о согласовании и разведении по округам своих выдвиженцев и многого другого.

Таким образом, сейчас речь идет только о стартовом потенциале проблемности. Даже если регион в целом сложный для единороссов, это не значит, что обязательно все округа в нем окажутся проблемными. Например, сильный кандидат с высоким личным рейтингом, которого, правда, еще надо подыскать, и выиграет уверенно, и рейтинг партии может подтянуть, отмечает председатель совета директоров ИСЭПИ, политолог Дмитрий Бадовский:

 – Избирательная кампания 2021 года по выборам в Госдуму будет характеризоваться большим количеством совмещённых выборов и задач по «сшивке» кампаний разного уровня. Одновременно с Госдумой будут избираться депутаты Законодательных собраний  в 39 регионах и интенсивность борьбы на этом уровне выборов будет влиять на ход кампаний в думских одномандатных округах.

При гипотетическом переходе на новую схему выборов в Госдуму (25% на 75% в пользу одномандатников) 52 новых одномандатных округа появятся в регионах, где параллельно развернутся кампании в Заксобрания. А всего под совмещение с выборами в Заксобрания попадут 155 из 337 уменьшенных в размерах одномандатных округов по выборам в Госдуму (то есть 46% округов).

В основном выборы в Заксобрания в 2021 году состоятся в тех регионах, которые отнесены в проблемную группу для «Единой России».

В зависимости от ситуации в регионе, это может как создать зону для потенциальных договорённостей и размена между региональными властями и оппозицией (отказ оппозиции от серьёзных претензий на часть думских округов в регионе в обмен на несколько дополнительных мандатов в Заксобрании), так и оказаться предпосылкой к усилению конкурентности на выборах обоих уровней и привести к рискам сквозного «опрокидывающего» голосования (отчасти, сходно с рисунком выборов 2019 года в Хабаровском крае).

Вице-президент, руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий, политолог Ростислав Туровский полагает, что в случае изменения электоральной формулы избираться в округах будет сложнее, чем раньше:

– Как партии власти, так и оппозиции придётся активнее работать с протестной повесткой, и трудно будет предсказать, кто с этим лучше справиться.

При этом роль потенциально протестного электората во многих округах в результате перенарезки вырастет. В цене будут кандидаты из числа тех, кто имеет опыт непосредственной работы с населением на местах и способен убедить людей в способности достойно представлять их интересы.

С этой точки зрения многим действующим депутатам придётся нелегко, отчитываясь перед гражданами, особенно тем, кто избран по спискам и кому придётся идти в округ. Объективно вырастет запрос на обновление депутатского корпуса, как со стороны Кремля и партий, так и со стороны избирателей. Но замена ради замены тоже не поможет - роль партийных брендов будет снижаться, а запрос на людей с опытом низового общественно-политического активизма, а не просто на абстрактные «новые лица», вырастет.

Расклад не самый оптимистичный, констатирует политтехнолог Дмитрий Фетисов:

–  С одной стороны, попытка уйти от бренда «Единой России», который сейчас несколько потерял популярность, вряд ли поможет, как это уже показали выборы в Мосгордуму, где была предпринята такая попытка.

Но при этом увеличение количества одномандатных округов спровоцирует региональные элиты, обиженные на федеральный центр. Они начнут активно участвовать в выборах и можно предсказывать, что в таком случае они с большой вероятностью будут одерживать победы. И тогда Госдума будет проиграна для единороссов, став неуправляемой из федерального центра.

Кроме того, такой подход может нанести удар по партийной системе. Мы можем увидеть, что региональные отделения партий окажутся просто никому не нужными. Потому что какой смысл вкладываться в региональные отделения партия, когда большинство пойдет по одномандатным округам. Никакого смысла в этом нет.

В дальнейшем на местах это может спровоцировать уже политический партийный кризис, который придется исправлять несколько лет.