Бюджет 2020 – 2022: проблемы, прогнозы

Бюджет 2020 – 2022: проблемы, прогнозы

15 октября 2019 г. 9:30

Обзор прессы 15 октября

Почти все ведущие федеральные издания сегодня вышли со статьями, посвященными рассмотрению Федерального бюджета на 2020 – 2022 годы. Точка зрения различных газет на проблему отличается. Однако все СМИ пишут о непростой задаче принятия главного финансового документа страны.

«Российская газета» пишет, при обсуждении проекта федерального бюджета на 2020-2022 годы Госдума для себя выделила четыре приоритетных направления, сообщил глава комитета Андрей Макаров. В первую очередь, это эффективность расходования бюджетных средств - в регионах они должны начинать работать с января, а не во втором полугодии, как это нередко бывает, отметил парламентарий. Другие приоритеты - комплексное развитие сельских территорий, устранение дисбаланса в бюджетной обеспеченности регионов и повышение инвестиционной поддержки региональных проектов со стороны государства.

Макаров назвал и ряд рисков, которые вызывают опасения депутатов. Они касаются параметров, на которых основывается бюджет. В комитете отмечают расхождение прогнозов Центробанка и Минэкономразвития в части инфляции. Так, при расчете параметров госбюджета правительство ориентировалось на министерский прогноз в 3% по итогам 2020 года. При этом Банк России настаивает, что показатель будет оставаться в пределах целевых 4%.

"Для нас это имеет особое значение не только с точки зрения угадывания той цифры, которая будет, а то, что мы всегда рассматриваем инфляцию как цель, которая в значительной степени определяет размеры индексаций (пенсий, пособий и т.п. - "РГ"), - заявил Макаров. - А это непосредственно влияет на качество жизни".

Дополнительного обоснования, с точки зрения депутатов, требуют те цифры роста ВВП, которые заложены в документах от кабмина. Темпы в 2020 году ожидаются на уровне 1,7%, а затем должны будут в 2021-2024 годах возрасти до 3% год к году. Нужно обосновать эти цифры, ведь без достижения устойчивого экономического роста задачу повышения качества жизни людей решить не удастся, заявил глава комитета.

Госдума также намерена выяснить, на какие цели и в каком объеме могут быть использованы средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) после превышения их объема величины 7% к ВВП. В стране были достигнуты "беспрецедентные результаты с точки зрения макроэкономической стабильности", но надо грамотно распорядиться деньгами.

Первый вице-премьер и глава Минфина Антон Силуанов заявил о поддержке правительством тех предложений, которые были выделены Госдумой как приоритеты при рассмотрении проекта бюджета. В частности, речь идет о поддержке региональных экономик. Силуанов уточнил, что общий объем межбюджетных трансфертов в следующие три года составит 2,5 трлн рублей. Кроме того, для стимулирования развития региональных экономик кабмин намерен утвердить программу поддержки десяти наиболее нуждающихся субъектов РФ.

В целом проект защищен от рисков, в том числе и внешних, заявил глава Минфина. "Структурно бюджет сбалансирован. Мы увеличиваем расходы без каких-либо рисков для устойчивости бюджетной системы", - заявил Силуанов. Бюджетные траты в "трехлетку" будут увеличиваться ориентировочно на один триллион рублей. "Надо только эффективно распорядиться этими средствами", - согласился с депутатами первый вице-премьер.

Бюджетному комитету предстоит примерно неделю работать над заключением на бюджет вместе с представителями кабмина. Ряд замечаний, которые могут быть учтены Думой ко второму чтению, уже представили другие комитеты. Среди озвученных предложений - проиндексировать зарплаты действующим военнослужащим на 4,3%, а военным пенсионерам увеличить доход на 6,3%. Предложено также увеличить выплаты для граждан, ухаживающих за инвалидами, отправить дополнительные средства на рост зарплат педагогам, усилить поддержку льготников в части лекарственного обеспечения. Ряд комитетов настаивает на решении жилищных проблем детей-сирот - эту тему ранее не раз поднимал спикер ГД Вячеслав Володин.

«Коммерсант» добавляет, что в представленном в понедельник Госдуме заключении Счетной палаты на 279 страницах (не считая приложений) ведомство прежде всего усомнилось в реалистичности ожидаемых темпов роста российской экономики. Издание напоминает, что правительство ждет в 2020 году прироста ВВП на скромные 1,7%, а уже в 2021–2022 годах надеется на «прыжок» сразу до 3,1% и 3,2% соответственно. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин, представляя в понедельник заключение СП на заседании бюджетного комитета Госдумы, назвал такой скачок «малообъяснимым»: «Мы считаем, что такого роста не будет».

Поясним, заложенное в бюджет ускорение основано на ожидании всплеска инвестиций с 2% в 2019 году до 5% в 2020-м.

Но пока такой прогноз выглядит недостижимым — по итогам первой половины 2019 года инвестиции приросли лишь на 1,6%.

При этом меры по улучшению инвестклимата, которые должны простимулировать необходимые для рывка частные инвестиции, СП кажутся недостаточными, поэтому госаудиторы полагают, что рост экономики в 2020 году не превысит 1,5%, а в 2021 году — 2%. «Это наш потолок в условиях нынешних институциональных мер качества государственного управления, и он пока не будет, скорее всего, превышен», — сказал глава СП.

По поводу доходной части бюджета опасения Счетной палаты разнообразны. С одной стороны, она предупреждает о рисках недополучения за три года 714 млрд руб. (из них 145,5 млрд руб. в 2020 году). Недобор может случиться из-за того, что в прогнозе поступлений не учтена снижающая их сентябрьская правка Налогового кодекса (в частности, по акцизам на табак и прямогонный бензин). Кроме того, аудиторы опасаются, что госкомпании при выплате дивидендов бюджету будут не так щедры, как на это надеется Минфин, — в частности, в 2020 году государство может недосчитаться 66,9 млрд руб. Одновременно госаудиторы уже по другим причинам упрекают Минфин в недооценке доходов при планировании бюджета: денег, по их мнению, за три года может быть на 361,8 млрд руб. больше (в 2020-м — на 79,2 млрд руб., 35,3 млрд руб. из этой суммы — НДС).

По части расходов Счетная палата отметила увеличение доли нацпроектов и комплексного плана развития инфраструктуры в общем объеме трат: в 2020 году — до 10,2%, в 2021-м — до 10,7%, в 2022 году — до 12,4%. При этом госаудиторы посетовали на то, что отслеживать ход выполнения нацпроектов они пока не могут: большинство целевых показателей вычисляются с годовой периодичностью и 90% ожидаемых результатов будут известны лишь в четвертом квартале соответствующего года. Единственным инструментом мониторинга реализации нацпроектов сейчас является отслеживание объема освоенных бюджетных средств.

По части госпрограмм палата видит риски недостижения показателей по большинству из них.

В 2020 году по 15 госпрограммам есть риски недостижения до 10% показателей, по семи госпрограммам — от 10% до 20%, по пяти — от 20% до 30%, по девяти — более 30%. Похожая ситуация прогнозируется и для 2021–2022 годов. Всего в следующем году существуют риски недостижения значений 280 показателей, или 19% их общего объема, оценили в СП.

 

РБК так же обращает внимание на то, что Счетная палата указала и на завышенный прогноз Минфина по поступлениям в бюджет дивидендов госкомпаний. Оценки Минфина на 13–25% выше прогнозов Росимущества. Минфин учел перечисление в федеральный бюджет 50% чистой прибыли большинством компаний, без учета особенностей их уплаты по отдельным акционерным обществам. Но ряд крупных госкомпаний с разрешения правительства ранее уже перечисляли в качестве дивидендов менее половины чистой прибыли.

В итоге, по оценке Счетной палаты, бюджет может недополучить около 301 млрд руб. за счет меньшего поступления дивидендов госкомпаний за три года. Наиболее существенны расхождения в прогнозах Минфина и Росимущества по «Транснефти» и РЖД. Отдельно Счетная палата видит риски недополучения бюджетом за три года более чем 210 млрд руб., которые перечисляет Банк России, получающий дивиденды от Сбербанка.

В пресс-службе Минфина заявили РБК, что прогноз министерства по дивидендам на 2020–2022 годы является обоснованным. В проекте бюджета учтено решение правительства об обеспечении направления на выплату дивидендов не менее 50% чистой прибыли акционерных обществ по МСФО, указали там, добавив, что поэтапный переход к такой дивидендной политике по всем компаниям учтен министерством при расчетах. В результате проводимой Минфином политики в отношении дивидендов госкомпаний их поступление в федеральный бюджет увеличилось с 447 млрд руб. в 2018 году до 561 млрд руб. на 1 октября текущего года (по итогам ожидается порядка 620 млрд руб.), подчеркнули в пресс-службе.