Финансовая и контрольная политика

Финансовая и контрольная политика

10 октября 2019 г. 9:36

Обзор прессы 10 октября

Ведущие федеральные издания вышли сегодня с разнонаправленными текстами о внутренней политике в России. Ряд публикаций касается вопросов финансирования.  

«Ведомости» пишут, что в реестр некоммерческих организаций (НКО), выполняющих функции иностранного агента, внесен Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального. Об этом сообщило в среду Министерство юстиции. Соответствие организации признакам иностранного агента установлено в ходе «проведенного Главным управлением Минюста по Москве текущего контроля за ее деятельностью», говорится в сообщении.

Согласно закону «О некоммерческих организациях» НКО вносится в список иностранных агентов при двух условиях: она должна получать финансирование из-за рубежа и вести политическую деятельность. Иностранным финансированием закон признает деньги и имущество, полученные не только от иностранных государств и граждан, международных и иностранных организаций, но и от российских юридических лиц, получающих деньги и иное имущество от указанных источников.

Статус иностранного агента накладывает на НКО дополнительные обязательства (прежде всего в части отчетности и маркировки распространяемой ею продукции). За их нарушение предусмотрены административные штрафы (до 300 000 руб. для должностных лиц и до 500 000 руб. для юридических), а за «злостное нарушение» может наступить уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до двух лет. Кроме того, согласно избирательному законодательству НКО-агенты не могут прямо или косвенно участвовать в выборах и референдумах. Например, «Левада-центр» из-за статуса агента не вправе в период избирательной кампании публиковать предвыборные опросы.

ФБК никогда не получал иностранных пожертвований, написала в Twitter пресс-секретарь фонда Кира Ярмыш. «Это решение – такое же давление на нас и попытка остановить нашу деятельность, как и дело о мнимом отмывании денег», – уверена она. Директор ФБК Иван Жданов также подтвердил, что фонд и его сотрудники не получали иностранного финансирования, деятельность фонда прозрачна, а отчеты регулярно сдаются в Минюст. Навальный заявил, что требует от Минюста показать «хоть копейку иностранных денег, полученную нами».

В начале августа, напоминает издание, СКР сообщил о возбуждении уголовного дела об отмывании денег в ФБК. Следователи указывали, что с января 2016 г. по декабрь 2018 г. сотрудники фонда получили крупную сумму в рублях и иностранной валюте. Эти средства, как утверждает СКР, были получены преступным путем, о чем ФБК было известно, и легализованы сотрудниками фонда. СКР утверждал, что речь идет об 1 млрд руб., но позже сумму снизили до 75 млн руб. В сентябре в ФБК и штабах Навального прошли обыски по этому делу, а Басманный суд арестовал счета фонда и НКО. Движение средств по всем счетам было заблокировано. Общую сумму замороженных на счетах средств ФБК не называл. По информации Ярмыш, обеспечительная мера коснулась 75 млн руб.

Минюст сообщил «Ведомостям», что признаки иностранного агента в деятельности ФБК выявлены «в ходе текущего контроля». «Установлено осуществление политической деятельности, а также получение денежных средств из иностранных источников: от иностранных организаций Испании и США», – говорится в ответе Минюста на запрос. И. о. директора департамента Минюста по делам НКО Владимир Титов заверил ТАСС, что это решение никак не связано с расследованием СКР, и уточнил, что «только в 2019 г. были получены из-за рубежа средства на сумму 140 000 в рублевом эквиваленте». «Были два транша из Испании и один из США», – добавил чиновник.

По мнению политолога Аббаса Галлямова, решение Минюста можно объяснить двояко. Во-первых, нуждами пропаганды: «В то, что Навальный – американский агент, верит все меньше избирателей, вот власти и решили подвести под это обвинение хоть какую-то базу». Вторая версия – аппаратная, говорит эксперт: «СКР не удалось добыть в рамках заведенного летом уголовного дела никаких серьезных доказательств, и возникло сопротивление судейского сообщества». Судьи чувствуют политическую конъюнктуру и не хотят брать ответственность за откровенно «кривые» решения, полагает Галлямов: «Чтобы убедить их быть менее принципиальными, политический блок администрации президента или ФСБ и решили подкрепить свою просьбу неким «правовым» аргументом: вы, дескать, за кого заступаетесь? За организацию, официально признанную иностранным агентом?»

РБК пишет, что глава комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов заявил о тотальном игнорировании его предложений правительством. Это чревато ростом очередей на жилье среди военных, социальной напряженностью и снижением боеготовности армии.

Возглавляемый генерал-полковником запаса Владимиром Шамановым комитет Госдумы по обороне в своем заключении на правительственный проект закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» сообщил, что правительство настойчиво игнорирует просьбы комитета доиндексировать военные пенсии, выделить дополнительные средства на жилищные субсидии и повысить зарплаты гражданского персонала вооруженных сил.

Это может привести к росту очередей на жилье среди военных и социальной несправедливости — сейчас оплата труда работников Минобороны с низкой и высокой квалификацией почти одинаковая, говорится в подписанном Шамановым заключении. Также комитет просит выделить дополнительные деньги на закупку горюче-смазочных материалов — в противном случае это негативно скажется на боевой подготовке Российской армии.

В датированном 9 октября документе упоминается пять раз, что различные предложения и рекомендации комитета игнорируются или проигнорированы правительством. Комитет предлагает учесть их при доработке проекта бюджета ко второму чтению.

Во вторник, 8 октября, министр обороны Сергей Шойгу заявил, что в 2019 году на строительство инфраструктуры и жилья для военных выделено более 168 млрд руб. По словам министра, в текущем году Минобороны выполнило свои обязательства по жилью в отношении почти 85 тыс. семей. Военнослужащие получили постоянное и служебное жилье, выплату компенсаций за наем жилья, а также жилье в рамках накопительно-ипотечной системы, сказал Шойгу.

Однако думский комитет по обороне заявил, что с июня 2018 года отмечаются проблемы в функционировании накопительно-ипотечной системы для военных. По состоянию на 1 января 2019 года дефицит ее финансирования составил 91,7 млрд руб., и «ситуация только ухудшается». Дело в том, что ассигнования на накопительно-ипотечную систему на 2019 год не покрывают дефицита, а лишь обеспечивают ее функционирование; та же ситуация сохранится и в 2020 году, предупреждают депутаты.

Глава парламентского комитета также обратил внимание на назревающие проблемы с жилищной субсидией, задержка выплаты которой может спровоцировать среди военнослужащих рост очередей на жилье и, «как следствие, рост социальной напряженности».

Комитет по обороне обращает внимание и на проблемы с закупкой горюче-смазочных материалов (ГСМ). Значительный рост фактических отпускных цен на ГСМ осенью 2018 года привел к тому, что предусмотренные денежные ассигнования на эту статью расходов не обеспечивают в полном объеме потребности Минобороны, указано в заключении к проекту.


Кредиторская задолженность военного ведомства на закупку горюче-смазочных материалов в 2019 году составляет почти 7 млрд руб.

«Правительству не удалось обеспечить стабилизацию цен на горюче-смазочные материалы в 2019 году (рост цен продолжается), что усугубляет положение дел. Это не может не сказаться на качестве боевой подготовки», — пишет Шаманов.

«Коммерсант» пишет, что проекты законов о госконтроле и об обязательных требованиях внесены в правительство, а в ноябре они будут направлены в Госдуму, сообщил 9 октября вице-премьер Константин Чуйченко на совещании у Владимира Путина. После доработки в законе об обязательных требованиях предлагается записать исчерпывающий перечень групп требований по сферам деятельности, а также установить для регионов «типовую матрицу» надзора и контроля, по которой они будут вводить нормы и правила. Среди других идей чиновников — проведение эксперимента по созданию единой службы контроля, в которой будут сосредоточены все виды регионального надзора.

Ход реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД) 9 октября обсуждали на совещании у Владимира Путина с членами правительства. Ее фундаментом станут законы о госконтроле и об обязательных требованиях, проекты которых 9 октября были внесены в правительство. По словам вице-премьера Константина Чуйченко, в Госдуму они могут попасть в ноябре. Напомним, закон о госконтроле должен стать процессуальным кодексом КНД, установив порядок ведения контрольно-надзорного производства. Закон об обязательных требованиях предусматривает принципы их установления. Одновременно предполагается пересмотр требований — отсечение устаревших, исключение дублирующих и их актуализация. Такая ревизия должна завершиться к 2021 году — пока власти начали с отмены более 20 тыс. правовых актов СССР и РСФСР (см. “Ъ” от 12 сентября).

Как рассказал Константин Чуйченко, закон об обязательных требованиях планируется дополнить особенной частью, включающей исчерпывающий перечень обязательных групп требований в той или иной сфере общественных отношений.

«То есть будет очерчена зона влияния контрольно-надзорного органа с выделением общественно значимого риска, на устранение которого эта группа обязательных требований будет направлена»,— сказал вице-премьер. Как пояснил “Ъ” заместитель главы аппарата правительства Юрий Любимов, «любое требование — это изъятие из индивидуальных прав, поэтому правильнее установить основу для такого изъятия именно на уровне закона».

Другое предложение — включить в закон «типовую матрицу» надзора и контроля для регионов (за исключением городов федерального значения), по которой субъекты РФ будут устанавливать обязательные нормы и правила. Как отмечает Юрий Любимов, региональные виды надзора базируются на собственной или совместной компетенции субъектов и касаются в основном вопросов местного значения (продажа алкоголя, местные тарифы, рынки, металлический лом, соцобслуживание, такси). «Создание единой матрицы предполагает, что в установлении видов надзора регионы будут связаны федеральным перечнем, а особенности в рамках этого перечня смогут устанавливать самостоятельно»,— уточняет он.

По части реализации реформы в субъектах РФ также обсуждается проведение эксперимента по созданию регионами единой службы контроля, в которой будут сосредоточены все виды регионального надзора. Идея, видимо, появилась из предложений самих территорий — о готовности провести такой эксперимент заявила Калининградская область. Свои плюсы в этом увидел и федеральный центр — такой подход позволит сократить издержки.