Госдуме седьмого созыва три года. Что предстоит депутатам и чего удалось достичь

Госдуме седьмого созыва три года. Что предстоит депутатам и чего удалось достичь

4 октября 2019 г. 9:59

В эти дни Госдума седьмого созыва отмечает трехлетие своей работы. Решили обойтись без особых торжеств, поскольку осенняя сессия короткая, многое нужно успеть. В конце октября депутатам предстоит рассмотреть проект бюджета на 2020-2022 годы. Важно принять такой документ, который позволит выполнить стратегические поручения главы государства. А этого не получится, если не заработает каждый бюджетный рубль, отметил председатель нижней палаты Вячеслав Володин по итогам заседания думского Совета.

Кстати, на примере рассмотрения Бюджета на 2020-2022 годы эксперты говорят о том, что Дума и правительство стали реально равноправными партнерами, мнение депутатов учитывается, а министры стали более внимательно относиться к общению с парламентариями. 

Можно говорить и о порядке обсуждения ряда вопросов. Достаточно вспомнить выступление Силуанова, чтобы понять, что и Госдума, и правительство действительно работают над повышением эффективности экономики и рубля. Бюджетный процесс становиться более осмысленным. И Госдума играет не последнюю роль в плане распределения финансирования регионов, внимательно следит за реализацией нацпроектов. Ведь, в конце концов, именно благодаря повышению роли представительской функции, о чем так же неоднократно говорил и чего в итоге добился спикер, через Госдуму правительство получает больше обратной связи о реализации тех или иных проектов на местах.

В общем, решено отметить трехлетие седьмого созыва, что называется, «на ходу», не отвлекаясь от дел и не теряя времени.  Первое, что отмечают эксперты, за минувшие годы Госдума решительно изменила репутацию нижней палаты российского парламента в лучшую сторону. 

«По сравнению с предшественницей, которую называли «бешеный принтер», нынешняя Госдума выглядит гораздо более респектабельной и независимой от исполнительной власти. Однако, впереди ее ждут непростые времена. В ситуации роста протестных настроений соблюсти баланс между интересами системы и общественными настроениями будет сложнее, чем раньше. Особенно с учетом того факта, что либерализоваться система, похоже, не собирается», – отмечает политолог Аббас Галлямов.

Работая на собственную репутацию, повышая собственный авторитет, седьмой созыв внес гигантский вклад в повышение репутации всего государства. Одним из важнейших инструментов этого процесса стали открытые парламентские слушания, которые за минувшие три года проводились по всем наиболее острым и актуальным вопросам текущей повестки дня: темы реновации и защиты прав дольщиков, ключевые аспекты бюджетной и налоговой политики, проблемы образования и т. д. 

Традиция, заложенная в нынешней Госдуме председателем палаты Вячеславом Володиным, очень хорошо себя  зарекомендовала. Несомненно, парламентские слушания становятся эффективным инструментом законотворчества, способствующим поиску комплексного ответа на довольно сложные вопросы. 

В качестве примера можно вспомнить парламентские слушания по теме цифровизации экономики. Депутатов, в частности, интересовали цифровая подпись, электронные трудовые книжки и цифровые технологии – эти  и другие вопросы рассматривались в контексте создания эффективной  правовой базы для цифрового развития страны.

В ходе тех слушаний спикер Вячеслав Володин отметил, что «тема неслучайно вынесена на площадку Государственной Думы. У нас в планах рассмотрение большого блока законов по развитию цифровой экономики, не все идет гладко. Есть законопроекты, которые мы должны были рассмотреть и принять еще вчера, но их пока нет в проектах».

Вместе с тем, подчеркнул спикер, «есть и другая сторона — это вопросы защиты персональных данных, прав наших граждан, и это тоже важный вопрос, которому нужно уделять внимание, потому что навязывать технологии, особенно в отношении того, что касается лично человека, ни у кого задачи нет, и мы должны это помнить».

Законодательство в сфере цифровой экономики – это качественно новая сущность. Прорывные технологии очень чувствительны к регуляторным ошибкам, поэтому так долго и тяжело идет поиск баланса интересов. Дискуссию над текстами законопроектов в режиме открытого диалога нужно продолжить, и она идет в активной форме на площадках комитетов ГД, говорят эксперты.

Вообще, цифровая экономика, по убеждению Володина, не просто крупный локальный проект. Речь идет о судьбоносном выборе, о крупнейшем вызове первой половины 21 века, о способности страны войти в пятерку самых развитых государств мира, наконец, о возможности на деле доказать свою независимость и суверенность. Конечно, все решение этих задач требует колоссальных финансовых, производственных, интеллектуальных и законотворческих усилий. Именно поэтому  спикер призвал коллег сделать все, что бы соответствующие законы появились как можно быстрее. 

Этой осенью в планах Госдумы — продолжить разговор о цифровой экономике. Запланированы парламентские слушания по  развитию искусственного интеллекта. Эксперты полагают, что формат больших парламентских слушаний позволяет привлечь к обсуждению общественно значимых, резонансных вопросов максимальное количество специалистов.

Политтехнолог Дмитрий Фетисов на примере цифровой экономики отмечает важность парламентских слушаний как инструмента связи с обществом. Он справедливо указывает, что цифровая экономика – дело для многих новое и даже где-то тёмное. Здесь необходимо не только писать законы, но и заниматься просветительской работой. Такие вещи, как та же электронная цифровая подпись, электронная трудовая книжка касаются каждого гражданина. Необходимо переломить скепсис части общества и, как минимум, этот скепсис учитывать.

В общем, формат общественных слушаний за минувшие три года себя оправдал. И будет оправдыват себя и дальше.

«Общество жаждет быть услышанным, поэтому общественные слушания могут стать очень востребованным инструментом. Но их нельзя выхолащивать. Проводиться они должны так же всерьёз, как это было в случае с реновацией или пенсионной реформой - когда доступ к думской трибуне получили не только лояльные спикеры, но и оппозиционеры. При этом как минимум часть рекомендаций критиков должна быть учтена», – подчеркивает политолог Аббас Галлямов.

Вице-президент Центра политический технологий, политолог Алексей Макаркин, в свою очередь, подчеркивает важность соответствия ГД общественным ожиданиям –  ведь в 2021 году пройдут выборы, и люди должны продолжать чувствовать, что государство о них помнит, люди должны понимать те законы, которые принимает Дума.

Важно помнить, указывает эксперт, что "в нынешней экономический ситуации люди не очень хотят законов, которые в чем-то их ограничивают. Недавно было принято, на первый взгляд, двусмысленное решение о запрете  курения на балконах. Поднялась волна недовольства. В конце концов  всё оказалось не столь критично. И этот пример показывает, что депутатам следует и дальше обращать больше внимания на социально направленные законы, вводить меньше необдуманных и непродуманных ограничений".

Несомненно, руководство нижней палаты понимает важность открытой дискуссии по выработке консенсуса между обществом и властью, профессиональной экспертизы принимаемых законов. Особенно, это касается новых для России тем или тех принципиальных для развития страны задач, которые поставил президент Владимир Путин.    

Ярким примером концентрации законодательной работы на важнейших вопросах повестки развития страны  стала весенняя сессия этого года. Основной приоритет – реализация положений президентского послания. Был составлен план из 83-х пунктов, к концу сессии выполнено 55 из них. Большинство законов носит социальную направленность, в частности, это законы о поддержке многодетных семей — о погашении их ипотечных кредитов в размере 450 тыс. рублей, об освобождении от налогов «шести соток» земельных участков, принадлежащих многодетным семьям, также для них увеличена федеральная льгота по налогу на недвижимое имущество и дополнительно освобождены от налогов по 5 кв. метров в квартире и по 7 кв. метров в доме на каждого ребенка.

Приняты решения об «ипотечных каникулах» — закон призван поддержать граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Решен вопрос об определении социальной доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам. Принят очень важный закон, который очень много лет обсуждался, — закон о паллиативной медицине. Кроме того, в рамках реализации президентского послания принят закон о государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в список жизненно необходимых и важнейших. Приняты были меры по поддержке семей в связи с рождением первого или второго ребенка – изменены критерии нуждаемости для получения ежемесячной выплаты, и увеличен срок, до которого назначается выплата, до трех лет. 

Также принят ряд других законов, в частности, в сфере строительства и в сфере культуры были усовершенствованы положения закона о государственных закупках, необходимые для скорейшей реализации национальных проектов.

И все вышеперечисленное — только в рамках одной из сессий. А таких продуктивных сессий в истории Госдумы седьмого созыва –уже шесть.

Пожалуй, наиболее яркое проявление нового стиля Госдумы седьмого созыва – межпарламентская дипломатия. Здесь российская нижняя палата задает глобальный тренд – усиление парламентской дипломатии происходит не только у нас в стране, но и во всем мире, и это связано с реакцией наций и народов на геополитическую нестабильность.   

В сфере парламентской дипломатии Россия одержала за минувшие три года  ряд значимых и символичных побед. Во-первых, надо отметить возвращение российской делегации в Парламентскую ассамблею Совета Европы. Специальной резолюцией депутатам от нашей страны возвращены все основополагающие права – право участия, право обсуждения и право голосования.

 По словам экспертов, европейские русофобы сейчас оказались в меньшинстве. Большинство политиков из других стран настроено на диалог с Россией. Но этот успех нуждается в постоянном закреплении. Именно поэтому частота и качество межпарламентских контактов должны неуклонно расти.

Возьмем, к примеру, прошедший в Москве под эгидой Госдумы II Международный форум «Развитие парламентаризма», в котором участвовали представители 132 государств мира, обсуждавшие роль законодателей в обеспечении международной безопасности, экологическую повестку, борьбу с фейк-ньюз и другие важные темы. В рамках работы Форума прошла  парламентская конференция «Россия-Африка», а спикер Володин провел ряд переговоров с главами иностранных парламентов. По мнению председателя нижней палаты, Форум становится авторитетной площадкой для обмена лучшими законодательными практиками и опытом парламентской работы.

Особый статус мероприятию придал президент Владимир Путин, выступивший перед гостями Форума.

«Ваш форум проходит второй раз и уже доказал свою востребованность и значимость, безусловную актуальность и важность межпарламентского взаимодействия и диалога. В таком широком сотрудничестве, в открытом и свободном обмене мнениями, в укреплении доверия и поиске взаимопонимания остро нуждается современный мир», — отметил глава государства.

 Эксперты отмечают, что Россия, судя по всему, нащупала точку сборки на международной арене –  это тема борьбы с неравенством и несправедливостью, защиты огромного количества стран, которые не в состоянии сами по объективным причинам заявить о своих правах.  И важнейшая роль здесь принадлежит именно парламентской дипломатии.

Продолжая тему международной деятельности Госдумы седьмого созыва можно отметить ряд зарубежных визитов спикера Володина. Среди недавних – поездка в Белград, где глава нижней палаты провел весьма продуктивные переговоры с  президентом Сербии Александром Вучичем

Еще одна дипломатическая победа России – встреча Вячеслава Володина с председателем парламента Молдовы Зинаидой Гречаный. Спикер молдавского парламента сама приезжала в Москву, чтобы обсудить со своим российским коллегой  перспективы межгосударственного диалога.  

 «Когда мы говорим о парламентах, мы должны понимать, что это отношения между представителями наших народов, контакты крайне важны, чтобы лучше понять друг друга. Это влечет за собой, в первую очередь, формирование доверия. И мы надеемся, что этого доверия будет больше, и развитие отношений в рамках межпарламентского измерения будет импульсом для развития отношений между нашими странами в различных сферах», — заявил в ходе этой встречи глава нижней палаты российского парламента.

Весьма удачными, по мнению политологов, оказались и переговоры Вячеслава Володина с  председателем Национального собрания Южной Кореи Мун Хи Саном. Глава однопалатного парламента этой азиатской страны приехал в Россию, чтобы обсудить, в частности, вопросы межпарламентского сотрудничества Москвы и Сеула. Высокий гость подтвердил важность теснейшего диалога парламентариев двух стран для установления отношений стратегического партнерства. В рамках визита он принял участие в открытии первого заседания комитета по сотрудничеству парламентов России и Южной Кореи.

Кстати говоря, в самом начале работы Госдумы седьмого созыва  Вячеслав Володин совершил официальный визит в Южную Корею, где принял участие  во втором совещании спикеров парламентов стран Евразии. Тогда на повестке дня стояли вопросы межпарламентского сотрудничества в интересах совместного благополучия стран евразийского региона.

Наконец, следует отметить председательство Вячеслава Володина на заседании Совета ПА ОДКБ в Бишкеке. Там спикер Госдумы предложил коллегам расширить географию официальных мероприятий Парламентской Ассамблеи. По его словам, необходимо развивать практику выездного формата, организовывая встречи поочередно в государствах-членах организации.

Отстаивая свое видение межпарламентской дипломатии Вячеслав Володин опубликовал в «Российской газете» программную статью «Право на голос», освященную проблемам развития парламентаризма. Глава нижней палаты выразил убеждение, что парламент обеспечивает механизм публичного диалога и демократического представительства интересов, верховенства права и защиты прав граждан. Следовательно, этот институт народовластия должен взять на себя ответственность за преобразования, необходимые для будущего.

Спикер сформулировал пять задач межпарламентского диалога, поставив на первое место  необходимость преодоления кризиса международного права, что возможно только на основе коллективных, а не односторонних решений, а также с  опорой на такие важнейшие принципы, как равноправный диалог и невмешательство во внутренние дела других государств.

Эксперты, комментируя статью спикера, констатировали, что  парламентская дипломатия стала активно превращаться из емкой метафоры в реальный политический инструмент, который в условиях сотрясающих планету множащихся кризисов - таких как, например, кризис миропорядка или кризис либеральной модели демократии - позволяет актуализировать ценности диалога, сотрудничества и здравого смысла.

Кроме того, очевиден тот факт, что Россия последовательно укрепляет своё участие в мировом парламентском взаимодействии.  В последние несколько лет российский парламент играет все более активную роль не только во внутренней повестке развития, но и уверенно агрегирует интересы своих избирателей на мировой арене.

Экспертами также было отмечено, что сформулированные спикером Госдумы пять задач развития парламентаризма - по сути, первая попытка рациональной рефлексии о субъектности парламентариев в актуальной мировой политике, вариант подхода к пониманию базиса для интеграции усилий законодательной ветви власти в общемировом контексте.

Глава Фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский отметил, что Россия, отстаивая в глобальном масштабе такие принципы парламентаризма как публичный диалог, демократическое представительство интересов, верховенство права и защита прав граждан, делает многое, чтобы у всего парламентского сообщества и как можно большего числа стран на международной арене было своё полноценное «право на голос».

Степень влияния парламента на правительство – один из тех самых острых и актуальных вопросов, которые  все минувшие три года вызывали широкую общественную дискуссию. Вячеслав Володин инициировал новый виток давнего спора, предложив расширить полномочия депутатов. В статье «Живая Конституция развития», опубликованной в «Парламентской газете»спикер развил  свою мысль о необходимости обновления Основного закона, которую он впервые высказал еще в декабре прошлого года. Речь идет об устранении дисбаланса между ветвями власти, а конкретно - об усилении роли парламента и его контроля над деятельностью правительства.

В частности, Володин предложил прописать в Конституции участие Госдумы в формировании кабинета министров.

На сегодняшний день нижняя палата парламента лишь дает согласие на назначение председателя правительства, который уже сам формирует кабинет и предлагает его на утверждение президенту. При этом у главы государства нет возможности опереться на альтернативную позицию или мнение о предложенных кандидатурах. В законе также не прописаны процедуры обсуждений и консультаций при внесении кандидатур будущих членов кабмина для их назначения президентом.

«В этой связи было бы правильно, на мой взгляд, чтобы Государственная Дума как минимум участвовала в консультациях при назначении членов Правительства. Это могут быть соответствующие процедуры, но они требуют внесения изменений в Конституцию», - писал Володин.

«Наличие возможности представительной власти высказать свое мнение главе государства по предлагаемому составу Правительства как органа, осуществляющего исполнительную власть, соответствовало бы принципам должного баланса властей, обеспечивало бы более высокий уровень ответственности в работе членов Правительства. И, что также важно, способствовало повышению эффективности реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти», - считает спикер Госдумы.

Изучившие тезисы спикера эксперты подчеркивают, что речь не идёт о переходе к парламентской республике. Володин пишет о частичных изменениях в балансе властей между президентом, кабинетом и парламентом. Эти изменения повышают роль парламента, повышают ответственность правительства и усиливают механизмы парламентского контроля. Изменения в Конституцию, если они потребуются, это средство, а не цель.

 Надо отметить, что и тема межпарламентской дипломатии, и тема изменения баланса властей — это всего лишь два из множества аспектов проблемы повышения ответственности законодателей перед собственным народом. Ответственность перед страной — это главный тезис, фундаментальный принцип, взятый на вооружение спикером Вячеславом Володиным с самого начала работы нынешнего созыва, и неуклонно воплощаемый в жизнь им самим и его коллегами. Здесь мелочей не бывает, частности играют не меньшее значение, чем вопросы, как говориться, «большого калибра».

Проблема в том, отмечает глава Политической экспертной группы, политолог Константин Калачев, что "каждодневная законодательная деятельность для обывателя мало интересна, если не сказать скучна. Люди  не замечают эти поступательные пусть и маленькие шажки, которые так или иначе работают на прогресс".

На самом деле, по мнению эксперта, это проблема не только Государственной думы, это проблема и партии власти в том числе. И здесь надо соблюсти баланс между популяризацией работы в том числе вот на таких не слишком заметных и эпохальных направлениях, и пиаром. То есть нужно принимать какие-то действия, которые бы позволили говорить о единстве избирателей и народных избранников.

Вообще, Константин Калачёв подчеркивает, что трехлетие работы нынешнего состава Думы – это скорее повод говорить об актуальных событиях и о том, с чем палата вступает в четвертый год своего существования.

«Если внимательно посмотреть на последние решения, которые принимала ГД, стоит отметить, конечно, совместную работу с правительством по распределению средств в регионы. То есть, можно сказать, что финансирование регионов становится более быстрым и эффективным, чем это было ранее», – отмечает эксперт.

В связи с тем, что нынешний состав ГД работает в тесной связке с правительством, не в последнюю очередь благодаря Вячеславу Володину председатель правительства дал ход программе по комплексному развитию сельских территорий.

«Если рассматривать работу наших законодателей с этой стороны, то в целом можно констатировать, что ускорилось и стало более качественным рассмотрение законопроектов актуальных для развития страны. А для этого ранее Госдумой была проделана колоссальная работа по разгребанию законодательных завалов», – говорит Константин Калачёв.

Его коллеги относят к числу внешне, может быть, и не слишком заметных, но ключевых моментов трехлетней деятельности Госдумы седьмого созыва, парламентскую дисциплину, о которой много говорили три года назад, а теперь — значительно меньше, поскольку привыкли к новому положению вещей. Сегодня стало значительно меньше инициатив, которые направлены на самопиар отдельных депутатов или фракций. И наоборот, больше работы групповой, направленной на проработку законов. Такая работа и должна демонстрировать повышение эффективности работы Госдумы. 

За минувшие три года спикер Володин  формулировал концепцию «нового качества» работы палаты, выдвинув три принципа современного и эффективного законотворчества.

Первый принцип состоит в том, что главный критерий оценки работы парламента не количество принимаемых законов, а качество разработки, всестороннего обсуждения и итогового содержания закона. Лозунг «лучше меньше, да лучше» здесь вполне уместен.

Поскольку критерий истины - практика, то качество потом должно подтверждаться правоприменительной практикой, контролем применения и обратной связью и оценками граждан.

Второй принцип - разрабатывать и принимать не отдельные законы, а пакеты, которые обеспечивают комплексное рассмотрение и законодательное решение вопросов, которые принципиальны для качества жизни граждан. Если есть проблема, то по ней должны работать всесторонне и системно все комитеты, затем принимать пакет законов, который решает разные аспекты, позволяет ее охватить максимально полно и решить целостно и всеобъемлюще.

Третий принцип - принимать как можно больше законов с нормами прямого действия, без отсылочных норм на подзаконные акты. Это делает закон более системным, понятным, эффективным, он быстрее начинает работать, а не как в случае с отсылочным законодательством ещё год, два, три формируется нормативная база. В это время закон не может полноценно работать, а различные подзаконные нормы могут создавать противоречия правоприменения. Принятие же законов прямого действия позволяет избежать этого, а значит быстрее решает проблемы людей, вопросы развития страны.

Депутаты седьмого созыва продемонстрировали новый стиль работы, подразумевающий отказ от политических пристрастий во имя высшей цели – роста уровня жизни россиян, развития национальной экономики. Что, в общем, служит доказательством консолидации общества вокруг базовых целей и программных задач, поставленных руководством страны. 

Впереди у Госдумы еще четыре сессии, но уже сейчас можно говорить, что седьмой созыв нижней палаты самый результативный из всех существовавших ранее.