Идеологемы бюджетного планирования

Идеологемы бюджетного планирования

25 сентября 2019 г. 20:00

Проект Федерального бюджета на 2020-2022 годы поступит на рассмотрение Государственной думы России 30 сентября. Об этом сегодня сообщил первый заместитель председателя правительства — министр финансов Антон Силуанов. Он присутствовал на заседании фракции «Единой России», которое было посвящено вопросам межбюджетных отношений и параметрам главного финансового документа страны на ближайшие годы.

В ходе встреч председатель Госдумы Вячеслав Володин отметил, что средства должны поступать в регионы сразу после принятия федерального бюджета.

«Бюджет должен иметь свою идеологию. Президент говорит, что во главе должен стоять человек, тогда идеология бюджета — это человек», — подчеркнул Володин.

Спикер ГД обозначил в своем выступлении четыре идеологемы, которые должны быть учтены при рассмотрении бюджета.

«Правильно было бы, чтобы проект закона о бюджете, который мы будем рассматривать, содержал требования по его эффективному исполнению и реализации, — отметил Вячеслав Володин. — У нас многие вопросы не решаются не из‑за того, что нет денег, а из‑за того, что эти деньги приходят в регионы во втором полугодии».

«По этой проблеме правильно было бы сформировать сегодня позицию, ее закрепить и делать все возможное, чтобы нормативные акты профильных министерств принимались до конца текущего года. Мы об этом говорили, и нас поддержал Президент, есть позиция Председателя Правительства, он поддержал этот вопрос», — подчеркнул Председатель ГД, отметив, что необходимо найти решения, чтобы «средства стали поступать в регионы сразу после принятия бюджета».

«Это вопрос, который реально можно решить, он не требует денег, он требует ответственности и дисциплины», — сказал он, добавив, что в первую очередь речь идет об ответственности профильных ведомств.

Антон Силуанов инициативу Вячеслава Володина поддержал.

Второй вопрос, который предложил проработать председатель ГД, — предложения по поэтапному преодолению разрыва в бюджетной обеспеченности между регионами. Он напомнил, что сейчас этот разрыв семикратный, но из‑за мер, которые принимает Министерство финансов, он становится троекратным.

«Давайте выработаем решения, чтобы этот разрыв сократить еще больше. Когда мы говорим о троекратном разрыве, — это очень большой разрыв в бюджетной обеспеченности», — сказал он, отметив, что преодоление разрыва возможно в течение «двух-трех лет».

Также Председатель ГД обратил внимание на важность поддержки инвестиционных проектов в регионах. «Когда мы говорим о развитии регионов, речь идет о возможностях реализовать в регионах инвестиционные проекты, без развития инвестиционных проектов регионы развиваться не будут, — заявил он. — Развивая экономику в регионах мы будем развивать экономику России».

«Было бы правильно тот пакет инвестиционных инициатив, которые есть в регионах, каким‑то образом подкрепить», — добавил Вячеслав Володин и напомнил, что эта задача определена Президентом РФ в Послании.

«Есть предложение Программу развития сельских территорий отдельно обсудить, потому что в том, как она сегодня представлена в бюджете, нас не устраивает, — заявил Председатель ГД. — Там меньше всего бюджетная обеспеченность. Тема должна быть на отдельном контроле». 

Все предложения спикера нижней палаты, озвученные сегодня, являются логичным продолжением вектора работы Госдумы нынешнего созыва, считает политолог Антон Хащенко:

- Озвучиванием своих подходов к бюджетной политике Вячеслав Володин еще раз подчеркнул, что Госдума продолжает курс на полноценное представительство интересов регионов, и как следствие, избирателей, которые в них живут.

Очевидно, что недостаточно принять качественный федеральный бюджет, необходимо вовремя довести средства до получателей. И здесь есть, как минимум, два аспекта. Первый, связанный с бюрократией, дисциплиной и необходимостью контроля федеральных органов исполнительной власти в этой части. Решается это, в том числе, и за счет поставленной задачи подготовки всех необходимых нормативных актов профильными министерствами до конца того года, в котором и принимается бюджет.

Второй аспект связан с тем, что доходы федерального бюджета формируются не сразу одной суммой в начале, а постепенно и в течение всего года. Поэтому, на мой взгляд, возникает вопрос о выборе и фиксации приоритетов для финансирования. И эту тему тоже нельзя отдавать на откуп только исполнительной власти.