Парламенты России и Узбекистана настроены на полноформатное сотрудничество

Парламенты России и Узбекистана настроены на полноформатное сотрудничество

16 сентября 2019 г. 19:00

Госдума и законодательная (нижняя) палата Олий мажлиса (парламента) Узбекистана заключили соглашение о сотрудничестве, которым в том числе договорились оказывать поддержку друг другу в рамках международных организаций. Документ был подписан спикером Вячеславом Володиным и его узбекистанским коллегой Нурдинжоном Исмоиловым во время визита главы нижней палаты российского парламента в Ташкент.

Оба политика  обращают внимание на необходимость активного взаимодействия, направленного на противодействие новым вызовам и угрозам. Они убеждены, что  сотрудничество между странами будет способствовать сохранению демократических ценностей, обеспечению верховенства права и соблюдению прав человека.

Соглашение предусматривает содействие установлению постоянных связей между комитетами и комиссиями, депутатскими группами, аппаратами, обмен делегациями "в целях изучения практики разработки и принятия законодательных актов, опыта парламентской деятельности". Предусматривается возможность создания "постоянно действующего механизма сотрудничества", отмечается в документе.

По словам Вячеслава Володина, подписание соглашения стало "началом большого пути", имея статус рамочного, оно позволит "в будущем выйти на решение в более конкретных форматах". Спикер напомнил, что в  Госдуме такие форматы созданы, в частности, с коллегами из Китая, Франции, Казахстана, Италии, Ирана. Вячеслав Володин убежден, что  межпарламентские структуры должны заниматься решением насущных проблем через поиск законодательных решений с учетом традиций и истории.

 Директор Международного аналитического центра «Rethinking Russia», политолог Александр Коньков констатирует, что  отношения между Россией и Узбекистаном сейчас находятся на подъеме:

– В прошлом году прошли государственные визиты узбекского лидера в Москву, Путина в Ташкент. На фоне активных контактов на высшем уровне, в результате договоренностей, которые были достигнуты между президентами, был придан значительный импульс двусторонним отношениям по линии практически всех ведомств, на уровне правительства, министерств.

Отношения находятся на подъеме в контексте поиска взаимоприемлемых соответствующих интересов обеих стран проектов, партнерского сотрудничества. В этом отношении парламентская линия не должна стоять в стороне, с учетом общего настроя России развивать собственную парламентскую дипломатию, и с учетом того значительного шага вперед в двусторонних отношениях, такого рода визит спикера российского парламента продемонстрировал намерение придать дополнительный импульс отношениям между двумя странами по парламентской линии, думаю, что для этого есть все основания. 

В отношениях России с таким важным партнером как Узбекистан нужно учитывать, как большой багаж исторических и культурных связей, так и серьезный потенциал для развития двусторонних отношений по различным отраслям народного хозяйства. Думаю, что законодательная поддержка такого рода отношений (равно как и сотрудничество парламентов, как представителей обоих народов) высоко востребована и в контексте сегодняшних отношений России и Узбекистана, и в контексте регионального сотрудничества России с государствами Центральной Азии.

Узбекистан в ходе всей своей истории независимости, придерживался достаточно многовекторной политики, у него были разные периоды в отношениях с различными государствами мира. Узбекистан не столь активен в вопросах региональной интеграции, как его соседи. Но у Узбекистана есть для этого свои предпосылки, связанные и с его геополитическими амбициями. Это крупнейшее по населению государство в регионе сейчас находится в поиске своих геополитических интересов. Поэтому очень важно, чтобы как можно больше горизонтальных связей восстанавливались между Россией и Узбекистаном.