Об итогах выборов 8 сентября и политических перспективах избирательной системы

Об итогах выборов 8 сентября и политических перспективах избирательной системы

10 сентября 2019 г. 14:03

Дмитрий Бадовский, председатель совета директоров Фонда ИСЭПИ

Завершившаяся в Единый день голосования избирательная кампания – решающая для выбора магистральных подходов к архитектуре думских выборов 2021 года. В следующем году будет обкатываться уже принятый сценарий. Одной из его ключевых особенностей стала предельная технологизация выборов губернаторов. Нынешняя кампания показала превращение их в плебисциты о доверии действующим главам.

Важна и устойчивость модели «губернаторских плебисцитов» к протестным настроениям, которые по сравнению с прошлым годом после старта пенсионной реформы системно не снизились, хотя и стали эмоционально менее интенсивными.

Важным моментом станет то, что накануне выборов в Государственную думу запрос партий на серьезную борьбу за посты глав регионов будет расти. Поэтому в 2020 году технологизация губернаторских кампаний окажется затруднена. Губернаторы-управленцы далеко не всегда превращаются в полной мере в политиков. Их технологические рейтинги – особенно в случае высокого процента на выборах при низкой явке – не всегда работают на компенсацию протестных настроений и против их трансляции и переноса на федеральную власть.

Базовый сценарий моделирования региональных выборов - активная ротация губернаторского корпуса. И в нынешнем году ее интенсивность, только возросла. Если сравнить с прошлым годом, новые временные главы шли тогда на выборы в 73% случаев, в этом – более чем в 80%. Но такая модель подталкивает систему к тому, что губернаторы должны работать, как правило, только один срок.

«Вторые выборы» для технократов или еще одна губернаторская ротация в одном и том же регионе на следующих выборах имеют ограничения. Перевыборы губернатора всегда более политические и свести их к плебисцитарной форме сложнее. А повторный приход в регион еще одного временного управленца-варяга может порождать недовольство, подогреваемое в том числе региональными элитами.

В нынешнем году проведён эксперимент с расширением практики самовыдвижения, уводом в тень бренда «Единой России» и увеличением числа выборов по одномандатным округам. Полученный в Единый день голосования результат свидетельствует о том, что департизация выборов и деконструкция партийной системы вместо ее модернизации несут гибридным режимам, к которым относится и российская политическая система, больше рисков, чем возможностей. В этом году партия власти по-прежнему в среднем набрала на выборах разного уровня устойчиво больше 50% голосов, но более показательными могут оказаться выборы следующего года, когда парламенты будут избираться, например, в Калужской, Новосибирской, Челябинской областях и ряде крупных городов.

Менее удачно в этом году «Единая Россия» выступила на выборах на Алтае, в Марий Эл и в теперь «либерально-демократическом» Хабаровском крае. Это те территории, где в ходе кампании 2019 года применялись схемы со сниженной до 1/4 или 1/3 долей партийных списков. Отметим, что увеличение доли округов особого результата не дало.

Московская модель выборов с самовыдвиженцами от власти и только одномандатными округами также привела к тому, что основную выгоду извлекли устойчивые партийные бренды, прежде всего КПРФ и «Яблоко». Вес партий и мобилизация их ядерного электората (в том числе и для «Единой России») выглядят на этом фоне еще более значимыми.

Применительно к перспективе выборов в Госдуму осенью 2021 года, важна необходимость обновления существующих крупных партий. И полигоном для его тестирования станет кампания следующего года. В связи с этим актуален и даже более очевиден и вопрос возможного возвращения в избирательное законодательство партийных блоков.

В этом смысле сохранение на выборах в Госдуму существующей пропорции 50 на 50 между партсписками и одномандатными округами выглядит оптимальным. Доля округов, которую выигрывает «Единая Россия» сейчас 60–70%, но эта пропорция может упасть и ниже, по крайней мере в крупных и наиболее электорально значимых регионах. В них и так рейтинг партии власти традиционно ниже, но при этом именно эти регионы и крупные города получат наибольшую прибавку думских округов в случае увеличения их числа.