Интернетизация выборов

Интернетизация выборов

29 августа 2019 г. 8:17

«Ведомости» пишут, что на открывшейся в среду выставке, посвященной 25-летию ГАС «Выборы», Центризбирком представил действующие образцы и прототипы устройств, которые могут использоваться на выборах.

В столице в единый день голосования, 8 сентября, откроют 30 цифровых избирательных участков, оснащенных комплексами электронного голосования последнего образца. На них смогут проголосовать иногородние избиратели. Пока в эксперименте задействованы четыре региона, где пройдут дополнительные выборы депутатов Госдумы, а также 16 субъектов, где выбирают губернаторов.

Зампред ЦИК Николай Булаев отметил, что если эксперимент будет признан успешным, то уже в 2020 г. могут открыть до 5000 цифровых избирательных участков. По его словам, Центризбирком заключил соглашение о проведении эксперимента по организации электронного голосования, он обойдется в 136 млн руб., тестируется оборудование «Ростеха», но окончательный поставщик еще не определен.

Мероприятия ЦИК включены в нацпрограмму «Цифровая экономика», напомнил замминистра связи Олег Пак. «На ближайшие годы у нас очень серьезные планы по созданию новых сервисов, причем не только для избирателей, но и для политических партий, наблюдателей и СМИ. Пока одни ворчат и бурчат по поводу каких-то предполагаемых фальсификаций, мы четко и последовательно, наплевав на все эти ворчания, бурчания и всякого рода инсинуации и предложения, ведем одну линию, – заявила председатель ЦИК Элла Памфилова, – к тому, чтобы выборы были максимально прозрачными, открытыми, доступными и понятными для наших граждан».

Бюджет мероприятий ЦИК в рамках нацпроекта «Цифровая экономика» – около 6 млрд руб., рассказал Булаев. Они подразумевают создание в общей сложности более 30 сервисов для участников избирательного процесса. Кроме того, предстоит обновить концепцию развития системы ГАС «Выборы», работа над проектом этого документа находится в завершающей стадии.

Конкуренцию этим инновациям может составить эксперимент по организации дистанционного электронного голосования, который проходит на выборах в Мосгордуму. Департамент информационных технологий Москвы свою разработку на выставку не представил – она еще проходит испытания. Зато «Лаборатория Касперского» продемонстрировала сразу и свою версию цифрового участка, и сервис дистанционного электронного голосования на базе блокчейн-технологии.

«Современная система голосования может использоваться только при условии соблюдения таких ключевых факторов, как использование блокчейна для записи и подсчета голосов, публикации исходного кода программного обеспечения и полный контроль гражданского общества», – говорит Евгений Барков из «Лаборатории Касперского».

Между тем именно возможность контроля за ходом дистанционного голосования вызывает наибольшую обеспокоенность у экспертов: движение «Голос» ранее уже обращало внимание на опасность принуждения избирателей к голосованию, дистанционные технологии открывают для этого новые возможности. Избежать злоупотреблений позволит биометрическая верификация пользователя, уверен заместитель гендиректора «РТ лабс» Юрий Сатиров. Технология уже существует и используется банками. Избиратель, уже прошедший процедуру идентификации, может пройти идентификацию по изображению лица и звуку голоса при дистанционном голосовании, для этого достаточно его смартфона. Это гарантирует, что в голосовании участвует конкретный человек, а не просто учетная запись.

«Коммерсант» пишет, что главы российских регионов стали активнее использовать Instagram, все чаще предпочитая его остальным соцсетям, отмечают составители рейтинга «виртуальных кампаний» губернаторов и врио, участвующих в выборах высших должностных лиц регионов 8 сентября. Исследование провели эксперты фонда «Петербургская политика». Популярность Instagram у чиновников глава фонда Михаил Виноградов связывает с модой и удобством при дефиците контента. “Ъ” изучил аккаунты глав российских регионов и убедился, что их сетевая активность необязательно связана с выборами. Эксперты, впрочем, считают, что соцсети пока не стали инструментом реального влияния на принятие решений чиновниками, а сами они используют их в большинстве случаев для имитации обратной связи.

Так, врио главы Челябинской области Алексей Текслер в начале недели в Instagram призвал жителей Златоуста участвовать в опросе по доверию мэру города Вячеславу Жилину, который пройдет в единый день голосования, а врио губернатора Липецкой области Игорь Артамонов чуть раньше разместил в Instagram ролик со своим выступлением по поводу закрытия крахмального завода в Чаплыгине, на выбросы которого жалуются местные жители. Политолог Алексей Макаркин полагает, что интернет-открытость губернаторов и врио, которые «не успели совершить грубых ошибок», может повлиять на ход выборов и помочь избежать второго тура там, где его вероятность существует.

Как рассказал “Ъ” руководитель фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, эксперты оценили аккаунты губернаторов и врио в 16 регионах, где 8 сентября пройдут прямые выборы главы, по степени «содержательности и убедительности контента для разных аудиторий — интересующейся, критической и равнодушной».

«Хит-парад» виртуальных предвыборных кампаний в Instagram возглавил аккаунт врио главы Башкирии Радия Хабирова (330 тыс. подписчиков). Исследователи оценили «чередование ярких полуличных постов с актуальной для жителей информацией», «элементы самолюбования» и «жесткие батлы» в комментариях. К числу лучших эксперты также отнесли аккаунты врио губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова за желание сделать контент «интересным», врио главы Челябинской области Алексея Текслера за «образ динамичного технократа», врио главы Мурманской области Андрея Чибиса за «попытки пошутить» и врио губернатора Сахалина Валерия Лимаренко за «стильную ленту».

В раздел «нормальных» попали «летопись жизни» и «грустное лицо» врио главы Оренбургской области Дениса Паслера, «образ жизнерадостного губернатора» Олега Кувшинникова (Вологодская область), который «много обнимается», и «путевые заметки» врио губернатора Курской области Романа Старовойта (его контент при этом оценили как «скучный»).

В той же группе Instagram врио главы Астраханской области Игоря Бабушкина без ответов на комментарии подписчиков, «звездный аккаунт с элементами самолюбования» врио главы Калмыкии Бату Хасикова и «демонстрация бурной активности» врио курганского губернатора Вадима Шумкова.

В последней рейтинговой группе оказались аккаунт волгоградского губернатора Андрея Бочарова, который ведут «сухо и зарегулированно», губернатора Ставрополья Владимира Владимирова с образом «крепкого хозяйственника старого формата», а также «откровенно блеклый» аккаунт врио главы республики Алтай Олега Хорохордина. Среди худших эксперты назвали также аккаунты врио губернатора Забайкалья Александра Осипова и липецкого врио Игоря Артамонова.

Политолог Владимир Слатинов отмечает «поколенческий фактор» применительно и к самим чиновникам: по его словам, «возрастные» чиновники с недоверием относятся к этому ресурсу, но вынуждены обращать на него внимание не только в ходе предвыборных кампаний. Это подтверждает пример 69-летнего белгородского губернатора Евгения Савченко, для которого аккаунт в Instagram сотрудники пресс-службы создали в июне 2019 года. Страницу во «ВКонтакте» с закрытыми комментариями и рабочей повесткой для него завели в 2017 году в ходе предвыборной кампании. Для сравнения, пресс-служба 38-летнего врио губернатора Севастополя Михаила Развожаева, назначенного в июле этого года, уже завела для него «официальные» аккаунты в Instagram и Facebook, хотя сам он сообщил “Ъ”, что «вел соцсети еще до того, как это стало мейнстримом».

Аккаунты большинства глав регионов ведут сотрудники пресс-служб, хотя некоторые из сотрудников уверяют, что руководители участвуют в наполнении страниц.

Например, глава Кемеровской области Сергей Цивилев зарегистрирован в четырех социальных сетях и, как сообщили в пресс-службе, «формулирует мысли для постов». Замглавы пресс-службы по работе со СМИ Алексей Доронгов уточняет, что комментарии открыты под всеми публикациями Цивилева, за исключением соболезнований. Камчатский губернатор Владимир Илюхин, как сообщили “Ъ” в его пресс-службе, лично просматривает жалобы в Instagram и отвечает на них каждую неделю.

Политолог Владимир Слатинов полагает, что «встроенные в вертикаль» чиновники идут в соцсети по большей части «по запросу сверху», чем «снизу», и «имитируют обратную связь» с населением, хотя игнорировать настроения сетевого сообщества им становится все сложнее. При этом инструментом реального влияния на принятие решений чиновниками соцсети, по мнению эксперта, пока не стали.