Торговая война Китая и США: на деле перемирия нет

Торговая война Китая и США: на деле перемирия нет

14 августа 2019 г. 16:11

Решение администрации Дональда Трампа отложить полноценное введение пошли на китайские товары вызвало острый приступ оптимизма на мировых финансовых рынках. Очень маловероятно, что этот приступ оптимизма продлится хоть сколь-нибудь длительное время, ибо практика показывает, что любое потепление американо-китайских отношений оказывается не просто краткосрочным перерывом в торговой и экономической войне, а краткосрочной прелюдией к очередному витку ухудшения двусторонних отношений. 

В этом главное отличие между американо-российскими и американо-китайскими отношениями: отношения по линии Вашингтон-Москва находятся в практически замороженном состоянии, но уровень конфликта практически стабилен. Отношения по линии Вашингтон-Пекин работают по другой формуле, которая изматывает нервы дипломатов и инвесторов: периодические заявления о прогрессе в переговорах или отмена введения каких-то тарифных или санкционных мер, потом приводят к еще большему обострению ситуации и углублению конфликта, которому вообще не видно логического завершения в ближайшей перспективе. На этот раз Трамп даже решил обозначить подчеркнуто недипломатичную мотивацию решения, которое фактически откладывает тарифы: Вашингтон рассчитывает ввести тарифы после того как американские ритейлеры смогут закупиться перед Рождеством. Стоит вдуматься: президент США не видит никакого прогресса в переговорах, а единственная причина снижения накала антикитайских мер является внутриполитической - администрация президента не хочет портить главные американские праздники — предрождественские распродажи и "Черную Пятницу". 

Можно даже сказать, что это признак того что за рулем американской государственной машины сейчас находятся не антикитайские фанатики, а суровые прагматики: с их точки зрения борьба с Китаем - это длинная кампания, которую нельзя завершить наскоком и в которой нельзя спешить, а вот новогодний шоппинг избирателей - это святое, это нельзя портить, потому что избиратель за такое поведение может отомстить самым решительным образом, невзирая на все геополитически аргументы в пользу активизации давления на Китай.

Антитрамповские СМИ празднуют победу - им кажется, что ссылка на необходимость "спасти Рождество" это официальное признание того что тарифная война с Китаем вредит американскому потребителю, при том что Трамп до этого всегда говорил о том что за тарифы всегда будет платить только Китай, что вызывало бурное веселье у любого, кто прочитал хороший учебник по макроэкономике. 

На практике это "признание" Трампа не значит ровным счетом ничего. Те, кто хоть немного разбираются в экономике и так знают, что тарифная война с Китаем, как и любая форма активного противостояния двух великих держав, не может быть безболезненной для американской экономики, и часть "боли от тарифов" действительно достается американским компаниям и потребителям. А вот избиратели из-за этого "признания" вообще не изменят своего отношения к действиям президента, а скорее наоборот, они увидят в "спасении Рождества" трогательную заботу о себе и подтверждение того что президент действительно может "показать этим китайцам американскую мощь" и "сделать Америку великой снова" без того чтобы рост цены очередного, купленного в кредит, широкоформатного телевизора нанес глубокую душевную рану патриотично настроенному реднеку из Алабамы. Когда-то американский избиратель, как и американский инвестор, все равно почувствует на своей шкуре и кошельке все последствия экономической войны между США и Китаем, но администрация Трампа сделает все чтобы этот момент наступил только избрания Трампа на второй срок.