Роскомнадзор неизбежно победит Youtube

Роскомнадзор неизбежно победит Youtube

12 августа 2019 г. 17:23

Самое интересное в реакции российской западнической общественности и западных СМИ на требования Роскомнадзора к Youtube заключается в демонстрации гомерически смешных двойных стандартов.

Напомним, что Роскомнадзор потребовал прекратить рекламу незаконных акций на YouTube, и это требование выглядит вдвойне обоснованным с учетом того что пользователей видеосервиса зазывали на незаконные акции с использованием push-уведомлений от Youtube, что полностью исключает версию о том что это была "просто реклама". Это была не "просто реклама" а спланированная акция по вмешательству в российский электоральный процесс, причем эту акцию однозначно согласовали как минимум на уровне российского офиса Youtube. 

Сложно себе представить действие, которое бы так же хорошо подходило под определение "вмешательства во внутреннюю политику": иностранная компания экстраординарным образом использует свои возможности для продвижения призывов политического характера, причем с явно противозаконным содержанием. 

Двойной стандарт заключается в том, что после размещения в Фейсбуке (с гораздо меньшим размахом) политической рекламы, нацеленной на разжигание межрасовых конфликтов, за которую якобы заплатила некая частная российская структура, Марк Цукерберг подвергся не только медийной критике, но еще и был вызван "на ковер" к американским законодателям.

Никому из американской медийной братии не пришло в голову защищать, вроде бы имманентное, право компании Фейсбук продавать рекламу, которая не нарушала ни одного американского закона. Роскомнадзор действует не в пример мягче, но реакция либерально-западнической части российского медийного сообщества сводится к тезису "Youtube имеет право на все, и вы не сможете его запретить". 

На самом деле представляется, что ситуация намного сложнее, чем та упрощенная формула, которой руководствуются критики действий Роскомнадзора. 

Можно даже сказать, что Youtube будет жертвой собственной успешности. Если власть посчитает, что участие видеохостинга в продвижении (незаконных) акций несистемной оппозиции действительно эффективный инструмент повышения численности этих акций, а также воздействия на психологию наиболее уязвимых для пропаганды слоев российского общества, то меры будут приняты. Youtube - это не Telegram. VPN инфраструктура, необходимая для обхода блокировки видео будет доступна очень немногим, не будет бесплатной, и будет крайне уязвимой к воздействиям властей.

Если Youtube будет принципиально стараться играть роль дестабилизирующего элемента российской политической жизни, то власть не посчитается (и правильно сделает) с имиджевыми потерями от блокировки популярного сервиса. Да, безусловно, видео-инфлюенсеры будут недовольны, как и значительная часть потребителей видео-контента, но сама природа бизнес-моделей этих инфлюенсеров заставит их немедленно искать и продвигать использование удобных для зрителей и рекламодателей российских аналогов Youtube: протестный потенциал будет довольно быстро задушен невидимой рукой рынка. 

На длинной дистанции государственные интересы всегда побеждают интересы корпораций или модные тренды, и вопрос исключительно в наличии (или отсутствии) консолидированной позиции политической элиты. Если консолидированная позиция о недопустимости внешнего вмешательства есть, то вопрос имплементации этой позиции - это исключительно вопрос техники.