Большинство россиян за порядок, закон и адекватность
2 августа 2019 г. 16:24
Спустя неделю после скандальной истории с массовыми беспорядками в Москве эксперты выяснили у россиян их отношение к этому событию. Оказалось, что большинство опрошенных так или иначе выступают за порядок и законопослушание. Таковы, к примеру, результаты опроса фонда «Петербургская политика». Чаще других не одобряют действия участников митинга против недопуска оппозиционных кандидатов на выборы в Мосгордуму те граждане, которые сами намерены прийти на избирательные участки.
При этом каждый пятый респондент поддерживает такие акции, но не готов в них участвовать. Еще 11% ответивших готовы выходить на митинги оппозиции против недопуска на выборы.
Чиновников мэрии, не согласовавших митинг, в массовых задержаниях винят 10,5%. Примерно столько же респондентов возлагают вину на сотрудников полиции.
Большинство опрошенных «Петербургской политикой» не знает, кто виноват в том, что на митинге 27 июля было так много задержанных. 20% винят в этом самих же участников акции.
Почти 40% респондентов также затрудняются ответить, кто виноват в том, что оппозиционные кандидаты получили отказ в регистрации на выборах в Мосгордуму. При этом почти 24% уверены, что виноваты в этом сами кандидаты, нарушившие правила ведения избирательной кампании. Мосгоризбирком в этом винят 9% ответивших.
Похожие данные получены ВЦИОМ. По данным этой социологической службы, около 70% жителей России поддерживают власти в готовности жестко пресекать несанкционированные акции. Противоположное мнение высказали 26% опрошенных москвичей и 23% россиян.
В ходе исследования социологи также спросили мнение москвичей об отказе в регистрации кандидатов в депутаты Мосгордумы, которые допустили нарушения при выдвижении. "Каждый второй опрошенный москвич (54%) согласен с решением Мосгоризбиркома отказать в регистрации кандидатам, допустившим нарушения. Противоположного мнения придерживаются 29% опрошенных горожан", - сообщает ВЦИОМ.
Эксперты интерпретируют эти результаты как доказательство зрелости гражданского общества. С другой стороны, они же говорят и о расколе – общество поделилось на лояльное власти большинство и радикальное меньшинство, категорически не желающее вступать в политический диалог.
Политолог Ростислав Туровский отмечает, что это самое большинство склонно придерживаться позиции, которую можно назвать легалистской:
– Люди считают, что и регистрация кандидатов, и акции протеста должны соответствовать закону, а нарушителей следует наказывать. При этом достаточно велико доверие избирательным комиссиям, судам и правоохранительным органам, и поводов спорить с ними у большинства тоже нет.
Другое дело, что это большинство или аполитично, или же целиком поддерживает власть, не вдаваясь в детали происходящего. В результате только усиливается раскол населения столицы в связи с новым формированием политически активного меньшинства, которое как раз придерживается противоположных взглядов, не доверяя власти и допуская для себя гражданское неповиновение.
По мере радикализации происходящего власть постепенно начинает расширять круг противников несистемной оппозиции, констатирует директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ Александр Пожалов:
– Это логично, ведь власти нужно отсекать от оппозиции колеблющихся и формировать для своих сторонников образ «реального врага», чтобы они мобилизовались на выборы. К середине лета более мобилизованным, по опросам, был избиратель оппозиционных кандидатов, проводивших в июне активную агитационную кампанию на улицах.
Но всё равно пока доля обвиняющих в протестах саму власть весьма высока. После согласованного митинга 20 июля акции протеста поддерживали и не поддерживали одинаковое число опрошенных - по 31%.
А вот доля тех, кто винил в этих акциях независимых кандидатов и их штабы, в сумме уже тогда была чуть больше, чем тех, кто возлагал ответственность на разные структуры власти - 28% против 23% (разница на 5%).
В опросе после несанкционированной акции 27 июля, накануне и по итогам которой в медиа-поле доминировало освещение её как провокации и беспорядков, доля тех, кто винит в задержаниях оппозицию и участников митинга (почти 40%) уже почти на 7% выше доли тех, кто переносит вину на разные органы власти (около 33,5%).
Среди же намеренных участвовать в выборах доля обвиняющих оппозицию и протестующих уже в полтора раза выше доли тех, кто возлагает ответственность за задержания на власть (почти 47% против 30%).
Впрочем, образ уличного врага, против которого надо мобилизоваться, на самих выборах может помочь не только кандидатам власти, но и оставшимся в бюллетенях кандидатам более системной КПРФ.
Эту конкуренцию, возможно, мы и будем наблюдать в ближайший месяц. Хотя КПРФ, безусловно, продолжит делать риторические реверансы в адрес незарегистрированных несистемных кандидатов, чтобы не оттолкнуть от себя «умное голосование».