Пожарохайп: что это было

Пожарохайп: что это было

1 августа 2019 г. 14:34

Последней на сегодня конспирологической версией внезапного всероссийского увлечения темой пожаров, распространённой по топовым блогам, является следующая: горящими лесами некие хитроумные «пиарщики, приближенные к власти», решили перевести фокус общественного внимания с «выборных» беспорядков в Москве.

Версия вызывает определённые сомнения. Во-первых, горящие в Сибири и на Севере леса находятся в принципиально иной плоскости общественного восприятия, то есть они никак не отменяют интереса к московским событиям. Во-вторых, интонационно, своим паническим запилом о «загаженном государстве, которое не заботится о своих деревьях» они вполне рифмуются с протестными настроениями в рядах несистемной оппозиции. То есть если данная версия справедлива — то подобный политтехнологический креатив трудно назвать удачным. 

Тем не менее сам по себе «пожарохайп» выглядит малообоснованным. Как сообщают СМИ, несмотря на масштабность лесных возгораний — не идёт речи ни о бедствии национального масштаба, ни о каком бы то ни было беспрецедентном объеме потерь.

Так, по сравнению с прошлым годом пожарами затронуто лишь немногим больше лесов (8,8 млн га против 8,4 млн га за соответствующий период 2018-го). При этом между «затронутыми пожаром» и «сгоревшими» лесами имеется вполне ощутимая разница.

Ну и наконец: пожарами затронута лишь четверть процента (0,25%, или одна четырёхсотая) российских лесов, и ни в одном регионе площадь тушащихся или находящихся под наблюдением МЧС лесов не превышает 1% общего лесмассива.

Тем не менее — медийное событие состоялось и даже вышло за рубежи России: главной новостью BBC по Европе сегодня с утра значилось сообщение о том, что в РФ к борьбе с лесными пожарами привлечена армия и что «пожары вызвали гнев в России». 

С учётом того, что армию привлекают к тушению пожаров в совершенно рутинном порядке ежегодно и везде (в том числе в других странах) — списать сенсационность происходящего стоит скорее на особенности современного медийного пространства, чем даже на пресловутые «изменения климата».  

В сущности, в современном медиапространстве не бывает никакой «рутины», а бывают только ЧП (скандалы, интриги, расследования) — причем за отсутствием действительных ЧП они производятся из того, что есть под рукой.