Добрые советы «Единой России»

Добрые советы «Единой России»

8 июля 2019 г. 9:21

Антон Хащенко

Прошедшая политконференция «Единой России» снова актуализировала дискуссии о ее будущем и электоральных перспективах. Очевидно, что в настоящий момент партия находится под огнем критиков, видны попытки обнулить ее достижения в прошлом, не говоря уже о популярных в определенных кругах разговорах о том, что ее дни чуть ли не сочтены. Так ли это и какие перспективы ее ждут?

Сразу стоит оговориться, что несмотря на всю критику, и местами действительно объективную, «Единая Россия» сделала для страны очень много полезного и позитивного. Это просто медицинский факт. Именно лидерство этой партии как интерфейса руководства государства (президента) позволило принимать оперативно те решения, которые в другой политической конфигурации совсем необязательно бы прошли.

Мы уже привыкли к тому, что поручения президента с той же «Прямой линии» принимаются к исполнению в режиме команды «must do». Но в иных реалиях они вполне могли бы натыкаться на железобетонную стену нежелания что-либо делать из-за банальной политической нецелесообразности помогать оппоненту.  Ну, или, например, нельзя исключать и того, что та же история с Крымом могла бы развиваться по другому сценарию, не будь политического контроля в Федеральном Собрании через большинство единороссов. Но это о прошлом. Давайте о настоящем и будущем.

Партия, которая прошла 2011-ый и смогла перейти в другое качество, вполне может и дальше при соблюдении определённых условий сохранять свое лидерство – пусть и не в виде большинства, но точно самой крупной политической силы страны. Некоторое падение рейтингов на фоне непопулярной реформы, на которое любят указывать пессимисты, не переходит в автоматический рост существующих оппозиционных сил.

Да, если бы выборы в Государственную Думу проходили сегодня, за ЕР проголосовали бы 34% опрошенных. Но ближайший соперник ЛДПР – 13%, КПРФ -11%, СР – 4%, все остальные в пределах 0-2%. Причем, эти 34% у ЕР при 12% тех, кто не пойдет на выборы, и 17%, кто затрудняется с ответом.  Да, есть большой антирейтинг. Да, есть 26%, которые «безусловно не доверяют» и 19%, которые «скорее не доверяют».  Есть, в конце концов, усталость от бренда. Но это все к вопросу о качестве политической работы, повестке, приоритетах и сигналах. Нет тут какой-то большой проблемы, с которой ничего нельзя сделать. 

Так что это за условия, которые упомянуты выше? 

Во-первых, партия должна перестать быть ведомой и преимущественно отвечать на повестку, заранее оказываясь в позиции защищающейся и оправдывающейся. И тем более, перестать зацикливаться только на собственной реакции на критику, выводить ее на первый план и относиться как к самоцели.

Партия должна сама создавать повестку. Причем не посредством искусственного выведения внутрипартийных новаций в публичное поле, а за счет создания качественных предложений для избирателей с учетом их реального спроса. Фокус-группы прекрасно его покажут. Кстати, идея о создании правозащитного центра «Единой России», где будут работать профессиональные юристы – это хороший пример перехода в наступление. Как, собственно, и при небольших усилиях - точка сборки вокруг себя юридического сообщества: как юристов с именем, которые могли бы привлекаться для сложных дел, так и студентов юридических факультетов, для которых работа таком центре стала бы хорошей практикой.

Во-вторых, и в продолжение первого, собственная повестка может быть только у партии со своей субъектностью. И вот тут начинается самое интересное, поскольку в традиционных представлениях субъектность представляется исключительно через призму возможности принятия решений. Что вступает в противоречие с реальным положением дел – читать выполнением функции интерфейса для высшего руководства страны на федеральном уровне и губернаторов на региональном. Но выход есть.

Субъектность и актуализация в существующей конфигурации могут проявляться и достигаться не только через принятие решений, но и их выработку. Иными словами, «Единой России» нужно становиться мозговым трестом - фабрикой мысли, предлагающей собственные рецепты по итогам общенациональных и экспертных дискуссий.

Не обсуждение ради обсуждения в рамках существующих дискуссионных клубов. А вполне конкретный поиск решений под четко сформулированные задачи. Таким образом, содержательно конкурируя с существующими «мозговыми центрами» в исполнительной власти и околоправительственных институтах. Сейчас это далеко не так и по факту партия играет роль политического исполнителя, но не идеолога и разработчика изменений. То есть работает с тем, что придумано в другом месте. А так всегда, когда нечего предложить самой.

В-третьих, политтехнологии должны быть производными от политики, а не наоборот. В свою, очередь стратегия не должна бесконечно подменяться тактикой. Ситуация, когда ради достижения сиюминутных целей на короткой дистанции, партия формально не участвует в выборах в Мосгордуму, и даже секретарь городского отделения идет на выборы в качестве самовыдвиженца – ненормальна. Не говоря уже о том, что эта технология, по факту, предполагающая обман избирателя, в принципе сомнительна с точки зрения эффективности. Для партии в целом гораздо выгоднее потерять в конкурентной борьбе несколько мест в городском парламенте, чем нести имиджевые потери таких решений. Не должна федеральная партия входить в положение тех, кто решает свои электоральные проблемы за счет примитивных для 2019 года политтехнологий.

Актуальность принципа КОЛ (конкурентность, открытость, легитимность) никуда не исчезла даже после его формального вывода из официального политического языка. Это единственный адекватный путь, другие заведут в тупик. Ну и потом, если уж ввели KPI, привязанный к результатам партии на выборах, то какое поголовное самовыдвижение?

В-четвертых, делая новые предложения разным группам населения, «Единая Россия» не должна забывать о тех, кто все эти годы голосовал за нее и готов голосовать и дальше. Основное политическое предложение должно быть именно для них. В соответствии с их пожеланиями и запросами.  Это учителя, врачи, бюджетники и не только. Что волнует этих людей, ясно и без социологии – доходы, бюрократия, справедливость и т.д. и т.п. Причем у партии есть, с чем идти к этим людям – от электорально чувствительных инициатив последнего времени: новые приличные пособия на детей, бесплатное школьное питание. До тех же нацпроектов, которые пора уже заканчивать описывать исключительно словом нацпроекты и переходить к «новым больницам, новым школам и т.д.».

Для этого всего и много другого сегодня просто не хватает качественной упаковки, тогда как сигналы про сервисы уходят в пустоту, поскольку непонятны базовой аудитории.