Парламентские слушания – инструмент прямой демократии

Парламентские слушания – инструмент прямой демократии

24 июня 2019 г. 17:18

В Госдуме прошли парламентские слушания, посвященные повышению качества российского образования. 

Темой слушаний стали наиболее острые вопросы сферы образования - обеспеченность школ учителями, снижение бюрократической нагрузки на преподавателей, меры их социальной поддержки и качество образования в целом.

В здании на Охотном ряду собрались учителя, эксперты, представители общественных организаций, руководители региональных учреждений образования, депутаты всех политических фракций и профильного Комитета по образованию и науке, всего более 500 человек. В слушаниях также приняли участие Министр просвещения Ольга Васильева, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов, представители региональных органов власти.

Ранее спикер Вячеслав Володин отмечал, что на нынешние слушания вынесены острые вопросы — обеспеченность школ учителями, особенно в сельских районах, снижение бюрократической нагрузки на учителей, качество образования в целом.

Одна из множества проблем – малокомплектные школы. Глава нижней палаты считает, что  эту тему нельзя отдавать только на решение регионов, потому что финансовая обеспеченность регионов разная. Между тем, есть регионы, где малокомплектных школ до 50%, и этот вопрос надо решать.

«Важно, чтобы Министерство просвещения как ведущее, профильное Министерство определило концепцию, а дальше будем обсуждать при принятии бюджета на следующий год», — сказал председатель ГД.

Еще один вопрос, волнующий Володина, обеспеченность российских ребят, особенно из малообеспеченных семей, школьным горячим питанием. По его словам, соответствующий законопроект подготовлен руководителями фракций. «Мы считаем, что полноценное горячее питание должно быть обеспечено, как минимум, в начальной школе. Должны быть и соки, и молоко. Это должно быть сбалансированное питание, чтобы дети росли здоровыми и сильными», — сказал спикер. 

Завершая мероприятие, Вячеслав Володин сообщил, что слушания продлились почти четыре часа. «Вопросы звучали содержательные, ответы помогут нам выйти на решение этих вопросов и проблем», — отметил председатель Госдумы.

 Один из частников слушаний, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин  в интервью "Политаналитике" отметил серьезность мероприятия и профессиональную экспертизу:

– Парламентские слушания важны для развития гражданского общества. Они становятся  привычным инструментом прямой демократии, когда граждане могут самостоятельно и напрямую влиять на важные государственные решения.

Тема образования особенно важна на фоне того, что недавно завершились экзамены в школах и начинается набор в ВУЗы. Родители нервничают, дети — тоже, и это добавляет в эмоциональный фон обсуждаемого предмета напряжения.

Я поговорил с коллегами в кулуарах. Многие согласны с тем, что необходимо уходить от концепции образования, как «сферы услуг». Необходимо давать начальное образование как базовое, системное знание, которое, на самом деле, неотделимо от гражданских свобод.

Вячеслав Володин, обозначая тему и проблемы, связанные с ней, поблагодарил учителей за их нелёгкий труд. Депутаты из профильного Комитета подготовили предложения, которые спикер от имени парламентариев обещал гарантированно поддержать, если получится достичь консенсуса. Понятно, и для самого Володина формат парламентских слушаний чрезвычайно важен, как элемент парламентской активности.

Основные докладчики - министр просвещения Ольга Васильева и руководитель Рособрнадзора Сергея Кравцов - сосредоточились, скорее, не на проблемах, а на достижениях и поступательном развитии отрасли.

Министр старательно избегала слово «проблемы» и предпочла говорить о «решении вопросов».

В центр развития отрасли министр поставила педагога, как основную единицу, которая определяет саму суть качественных изменений в образовании.

Как проблему министр всё-таки обозначила забюрократизированность работы учителя и излишнее количество отчётов, предложив ограничиться четырьмя документами, которые должны оформляться регулярно.

Васильева обещала к концу года изменить стандарты с целью упрощения их понимания и уточнения образовательных критериев. В случае реализации этих и других предложений министерства, в принципе, отрасль действительно должна получить необходимые стимулы развития. Участники слушаний только совершенно справедливо заметили, что запоздалость этих полезных предложений по оптимизации очевидна.

Почему не раньше и где гарантии внедрения в будущем? Это были основные вопросы, которыми задавались участники.

Председатель ГД, надо сказать, быстро перевёл обсуждение в формат острой дискуссии, обозначив, что между Минпросвещения и Минфином есть неразрешённая проблема по малокомплектным школам (до 100 человек), которые Минфин планирует финансировать по остаточному принципу и считает «нецелевыми расходами», что спикер назвал  неприемлемым.

Председатель довольно жёстко ставил вопросы по докладам чиновников, давая понять, что слушания должны быть результативными с точки зрения, в том числе, координации работы всех ведомств. 

Главный итог слушаний - создание дорожной карты для решения проблем образования. Еще один не менее главный итог в том, что парламентские слушания являются тем инструментом, при помощи которого депутаты могут получать непосредственное впечатление и информацию от общественности по разным актуальным вопросам и оформлять это в законы. Я думаю, что это и есть демократия, не в том извращенном смысле условно-демократических ценностей, которыми нас пытаются научить западное сообщество, а самая что ни на есть живая нормальная демократия.

Директор Международного аналитического центра «Rethinking Russia», политолог Александр Коньков подчеркивает, что парламентские слушания – мероприятие не для галочки:

– В слушаниях участвуют все заинтересованные стороны, дискуссия идет открыто. Каждому может быть предоставлен микрофон.

Слушания не приводят к новым законам, потому что к законам приводят пленарные заседания, они не приводят к изменению идеологии, не должны приводить к конкретным решениям. Их задача заключается в том, чтобы зафиксировать позиции, которые существуют по рассмотренным вопросам, для обмена мнениями, чтобы депутатский корпус попытался для себя найти те точки соприкосновения, которые парламент должен реализовывать в своей законотворческой представительской деятельности.

Точки соприкосновения между различными группами, слоями профессионального сообщества, общественными структурами и движениями, которые существуют в той или иной отрасли. Попытаться гормонизировать и сблизить с имеющимися заявленными государственными приоритетами в той или иной сфере.

Формат мероприятия полезен и оправдан в связи с тем, что он собрал вместе представителей как депутатского корпуса, так и исполнительной власти. Было очень много представителей учительского сообщества, представителей общественных организаций, которые занимаются вопросами образования. В этом отношении было интересно наблюдать, как путем взаимодействия, путем дискуссии выделяются определенные разделительные линии между представлениями о том, что такое развитие образование, как оно должно двигаться вперед, какие вопросы из приоритетов, заявленных в указе президента в национальном проекте образовании, какие из этих приоритетов нуждаются в более четкой интерпретации, в более конкретном выражении, какие из них нуждаются в более скором решении, какие из них являются второстепенными.

В этом отношении такого рода разговор полезен, как представителям органов государственной власти, законодателям, так и образовательному сообществу в широком смысле, включая не только учителей, но и учеников, их родителей - рядовых граждан, для которых важно понимать, что без развития системы образования, без его  совершенствования в своем основном, ключевом школьном звене, говорить о серьезном прорыве, о решении амбициозной задачи развития  весьма проблематично.

И само мероприятие, и его ход, свободная открытая дискуссия – все это  приблизило нас к неким более четким представлениям о том,  как система образования должна развиваться в предстоящие годы.