Думское обозрение. Май

Думское обозрение. Май

31 мая 2019 г. 18:00

Леонид Поляков, член Экспертного совета Фонда ИСЭПИ

Май — как и январь — особый месяц в расписании работы Государственной Думы. На первую половину месяца приходятся своего рода «весенние каникулы», что снижает количество рабочих часов депутатов и количество пленарных заседаний.

Но надо отметить, что это обстоятельство отнюдь не сказывается на качестве процесса законотворчества. Завершенная в осеннюю сессию прошлого года расчистка «завалов» - то есть ускоренное рассмотрение законопроектов, накопившихся еще с 1994 года – позволила весеннюю сессию проводить без спешки, ритмично и продуктивно. В том смысле, что первостепенное внимание уделялось законопроектам, которые оказывают самое непосредственное влияние на повседневную жизнь сограждан. На качество жизни.

И, если с этой точки зрения оценивать думский май, то можно констатировать, что высший законодательный орган страны не декларативно, а на деле демонстрирует полноценную включенность в реализацию президентского указа № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года». Владимир Путин не раз и не два на самых разных площадках объяснял, что целеполагание указа о «прорывном развитии» страны – не цифры в отчетах профильных министерств и ведомств.

Цель и весьма амбициозная - перевести страну на качественно новый уровень экономической, социальной, природной, инфраструктурной окружающей каждого из нас среды. И, в конечном счете, добиться создания «условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека».

В Госдуме уже с предыдущей сессии началась работа как по внесению изменений в действующее законодательство, так и разработка новых законов, призванных создать адекватное для задачи «прорывного развития» правовое поле.

Эта работа продолжилась и в истекшем месяце. При чем не только в традиционном формате пленарных заседаний, но и в формате выездных заседаний профильных советов. Так 24-25 мая заседание Совета по законодательному обеспечению развития цифровой экономики прошло в Крыму. Результативность заседания очевидна: председатель Госдумы Вячеслав Володин инициировал создание рабочей группы, в которую войдут представители правительства и профильных комитетов ГД.

Необходимость этого диктуется жесткими сроками подготовки и принятия пакета законов, которые должны не просто закрепить уже достигнутый уровень цифровизации российской экономики. Необходимо, чтобы законодательство оказывало стимулирующее воздействие на цифровую экономическую среду, облегчало прорывные инновации в этой сфере.

По оценке спикера только за счет перехода нашей экономики на цифру, мы сможем обеспечить ежегодный рост ВВП на 4%. А поэтому нельзя допустить промедления в принятии соответствующих законов. Вячеслав Володин проинформировал участников выездного заседания о том, что по расчетам правительства необходимо принять уже в текущую сессию, без переноса на осень 20 приоритетных законов.

Пока что принят только один – по инициативе депутатов. Остальные 19 пока что из правительства не поступили. А ведь «это вопросы развития экономики, которые, - напомнил Вячеслав Володин, - должны обеспечить нам конкурентные преимущества. Если мы не заложим основы, мы с вами не получим новых возможностей». Поэтому принято решение провести большие парламентские слушания по цифровизации экономики 8 июля с тем, чтобы обеспечить максимальную осведомленность депутатов при принятии соответствующих законов.

На этом примере становится очевидно, что достижение «национальных целей» и решение «стратегических задач», обозначенных в президентском майском указе возможно только при слаженной и синхронной работе всех ветвей власти. А законодательной и исполнительной – в первую очередь. Именно поэтому Вячеслав Володин придал особое значение, казалось бы, малозначительному эпизоду, о котором зашла речь в ходе пленарного заседания 29 мая. В частности, член фракции ЛДПР Сергей Иванов сообщил, что правительство никак не отреагировало на один из запросов.

Полномочный Представитель Правительства РФ в Государственной Думе РФ Александр Синенко объяснил ситуацию тем, что статус запроса от комитета не определен – в отличие от статуса депутатского запроса. Реакция спикера была мгновенной и максимально прагматичной. Было дано поручение комитету по контролю и Регламенту, а так же вице-спикеру Александру Жукову проблему рассмотреть совместно с полпредом Правительства и к 30 мая ситуацию исправить.

Наряду с приоритетным законодательством по экономике и цифровой экономики в первую очередь, существенное внимание в мае депутаты уделили и социальной сфере. Прежде всего – положению дел в такой чувствительной для всех области как здравоохранение. Тут проявил заметную активность Комитет по охране здоровья. При комитете создана Рабочая группа по законодательному обеспечению и мониторингу реализации национального проекта «Здравоохранение».

Первое заседание состоялось 24 мая и было посвящено федеральному проекту «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями». Руководитель группы Борис Менделевич так сформулировал задачу заседания: «Прошел уже год с момента выхода Указа Президента о нацпроектах. Старт их реализации был дан еще в декабре 2018 года. Сегодня необходимо подвести промежуточные итоги и оценить, насколько равномерно идет освоение выделенного финансирования. Важно, чтобы деньги вовремя уходили из федерального центра в регионы, и чтобы субъекты вовремя эти деньги осваивали».

Помимо этого активного включения в реализацию одного из ключевых национальных проектов, Комитет по охране здоровья довел, так сказать, до ума (в смысле до принятия в третьем чтении) два давно востребованных закона. Это закон о праве доступа родственников и их законных представителей к больным в реанимации. И закон об обязательной перерегистрации предельных отпускных цен на лекарства из списка жизненно необходимых. Первый кажется противоречащим строгим правилам в медицинских учреждениях, введенных в интересах здоровья больных в тяжелом состоянии.

Однако на самом деле не все так просто. Очень часты ситуации, когда родные и близкие не могут побыть вместе со своими родственниками в самый последний момент жизни. А ведь в некоторых случаях само присутствие родных может стать стимулом борьбы за жизнь для вроде бы уже неизлечимо больных пациентов. Есть и юридические моменты в этом праве доступа, которые закон учитывает. Но конечно главное в нем – гуманный посыл, преодолевающий ведомственный формализм.

Второй закон особо и комментировать не надо. Жалобы на растущие цены на жизненно необходимые лекарства приобрели массовый характер. И тут уже не вопрос о качестве жизни, а напрямую – о самом банальном выживании. Разумеется, аптечное дело – это бизнес. И оно перестанет быть бизнесом, если не будет прибыльным. Но в то же время, это не может быть бизнес на человеческих страданиях и смерти. Именно этот гуманным подход и лежит в основе закона. И понятно, как он будет воспринят теми, кто живет на лекарствах, их семьями, да и просто всеми нормальными людьми.

Защита жизни россиян – абсолютный приоритет в работе законодателей. Именно поэтому 30 мая ими были внесены поправки в Уголовный кодекс РФ ужесточающие наказание за дорожно-транспортные происшествия, совершенные в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и повлекшие за собой серьезные травмы или гибель других людей. Пьяная езда теперь фактически подпадает под статью «Умышленное убийство» и влечет за собой лишение свободы от 3-х до 15-ти лет.

Нетерпимость в отношении столь пагубной «привычки» - показатель зрелости общества и консолидированности власти. Как подчеркнул Председатель Госдумы Вячеслав Володин: «Эта инициатива была внесена всеми политическими фракциями Государственной Думы и поддержана профильными министерствами и ведомствами, а, главное, она поддерживается обществом».

Ещё один важный тренд в законодательной деятельности Госдумы в мае стоит отметить, а именно – создание правового обеспечения для цифровизации политики. В ходе единого дня голосования на нескольких избирательных участках по выборам в Московскую городскую думу пройдет так называемое электронное голосование. Это позволит избирателям голосовать в любой точке нашей страны и за рубежом – при наличии интернета.

Что покажет этот эксперимент, предсказывать трудно. Но очевидно, что расширение опций участия граждан в ключевом политическом процессе – выборах своих представителей в законодательные органы власти – это способ развития и укрепления демократии.

В мае Госдума продолжала традицию привлечения к обсуждению самых острых проблем страны с представителями самой широкой общественности в формате парламентских слушаний. К числу таких проблем относится проблема жилищная, которую можно и нужно решать с помощью доступной ипотеки. Каким образом обеспечить эту доступность? На эту тему 14 мая прошли парламентские слушания «Снижение процентных ставок как фактор повышения доступности ипотечного кредитования. Правовой и финансовый аспекты». Были обсуждены меры по снижению процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам до уровня 8% годовых и менее.

Еще одна острейшая проблема, связанная с улучшением жилищных условий – защита тех наших сограждан, кто пошел по пути участия в долевом строительстве собственного жилья. В прошлом году расширенные – общественные парламентские слушания по этой проблеме обозначили полноценную вовлеченность парламента в дело защиты сограждан, потерявших надежду на обретение своего жилья.

Был подготовлен и принят инициированный президентом Владимиром Путин пакет законов, гарантирующих такую защиту для всех будущих «дольщиков». Слушания 30 мая на тему «Реформирование системы долевого строительства: приоритетные задачи на 2019 год» - это следующий этап, когда острая социальная проблема переводится в формат конкретных решений.

В мае достаточно убедительно проявила себя Госдума и как орган власти, наделенный контрольными функциями. В рамках правительственного часа 29 мая депутаты слушали отчет о работе Генеральной прокураторы, представленный Генеральным Прокурором Юрием Чайкой.

А на следующий день перед парламентариями отчитывалась Председатель банка России Эльвира Набиуллина. Насколько неформально прошли эти отчеты, можно судить хотя бы по тому, как активно среагировали депутаты на сообщение Юрия Чайки об объеме реальных полномочий Генпрокурора.

Самый яркий пример: Генпрокурор имеет право делать представление Госдуме о снятии неприкосновенности с того тили иного депутата. Но при этом лишен возможности участвовать в предварительном следствии. И вообще каким-либо образом на следствие влиять. То есть функция прокуратуры как правоохранителя не распространяется на контроль деятельности органов следствия. Не исключено, что по итогам этого отчета могут последовать законодательные инициативы по расширению полномочий генпрокуратуры.

Обсуждение проекта Постановления по отчету Эльмиры Набиуллиной оказалось еще более результативным. По инициативе спикера Вячеслава Володина Постановление было принято за основу. С тем, чтобы к 10 июня собрать все предложения по законодательной корректировке деятельности ЦБ и 18 июня принять Постановление в окончательной редакции. Ветеран российского парламентаризма Николай Харитонов с изумлением констатировал: «Сколько лет в парламенте, но первый раз слышу, что Центробанк просит у нас поддержки, а не мы у него!»

Май показал так же, что курс на дальнейшее расширение международной деятельности и наращивание потенциала парламентской дипломатии, обозначенный Председателем палаты Вячеславом Володиным ещё в самом начале работы Госдумы седьмого созыва, выдерживается неизменно. Прежде всего – самим же Председателем.

8 мая Вячеслав Володин провел рабочую встречу с Председателем Национального Совета Словацкой Республики Андреем Данко. 18-20 мая – выезд в Бишкек в качестве главы делегации Госдумы на заседании Парламентской Ассамблеи ОДКБ.

22 мая состоялась рабочая встреча Вячеслава Володина с Президентом Республики Конго Дени Сассу-Нгессо, который получил приглашение выступить на пленарном заседании палаты. 23 мая с рабочим визитом в Госдуме был премьер-министр Социалистической республики Вьетнам Нгуен Фуан Сук.

Наконец, 28 мая состоялся официальный визит в Россию Председателя Национального Собрания Республики Корея Мун Хи Сана. В ходе визита прошла встреча с Председателем Госдумы Вячеславом Володиным. А затем проведено первое заседание Межпарламентской комиссии по сотрудничеству ГД и Национального собрания Республики Корея. Насколько перспективно такое сотрудничество, можно судить, например, по тому интересу, который проявили обе стороны к проблематике цифровой экономики.

В ходе заседания Вячеслав Володин предложил «обсудить тему цифровой экономики совместно с корейскими IT-компаниями, которые достигли многого в создании искусственного интеллекта, робототехники и наших российских компаний, которые работают по этому направлению».

На завершающем май пленарном заседании в четверг в Госдуму поступил законопроект, внесенный президентом Владимиром Путиным. Резонанс от него будет глобальным. Он – о приостановлении действия Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД), заключенного между СССР и США 8 декабря 1987 г. Мы – из договора не выходим, мы его приостанавливаем. Первое чтение законопроекта намечено на 18 июня.

Не исключено, что он пройдет сразу в трех чтениях. И понятно почему: «Исходя из шагов Соединенных Штатов Америки, которые нарушили этот Договор, считаем правильным, - заявил Председатель Госдумы Вячеслав Володин, - принять решение о его приостановлении и сделать все возможное для того, чтобы нам обеспечить глобальную безопасность и в первую очередь безопасность наших граждан».

Сигнал Конгрессу США послан российским Парламентом достаточно внятный. Переводчиков не потребуется.