Россия делает еще один вынужденный шаг по выходу из ДРСМД

Россия делает еще один вынужденный шаг по выходу из ДРСМД

30 мая 2019 г. 18:06

Президент Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы проект закона о приостановлении действия Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД).

Совет Госдумы под председательством спикера Вячеслава Володина оперативно обсудил законопроект и определил сроки его рассмотрения – на заседании 18 июня. При этом глава нижней палаты обратил внимание, что в соответствии с законопроектом «президенту предоставляется право принять решение о возобновлении действия договора».

Это важное замечание, поскольку Владимир Путин является сторонником сохранения ДРСМД. По его мнению, отказ от договора может привести к обрушению всей системы контроля над вооружениями и нераспространения оружия массового уничтожения. Глава российского государства уверен, что в современных условиях соглашение выполняет роль стабилизирующего фактора и работает на поддержание определенного уровня предсказуемости и сдержанности в военной сфере.

ДРСМД стал первым в истории документом о ликвидации целого класса вооружений. Его участники обязались уничтожить все баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 км) и малой (от 500 до 1000 км) дальности. Кроме того, стороны договорились не производить и не испытывать новые РСМД (при этом договор не запрещает проведение исследовательских работ, которые не ведут к производству и проведению летных испытаний запрещенных систем).

Судьба этого договора оказалась весьма драматичной, как и судьба российско-американских отношений в целом.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев и президент США Рональд Рейган подписали ДРСМД 8 декабря 1987 года в Вашингтоне. Он вступил в силу 1 июня 1988 года. К июню 1991 года договор был выполнен полностью. СССР вывел из эксплуатации в два раза больше ракет, чем США (1846 и 846), почти в три раза больше пусковых установок (825 и 289) и почти в семь раз больше ракетных баз (69 и 9). 31 мая 2001 года стороны закончили инспекционную деятельность.

В 1992 году в связи с распадом СССР документ приобрел многосторонний характер — его участниками, помимо США и России, стали Белоруссия, Казахстан и Украина.Договор является бессрочным, однако каждая из сторон имеет право выхода из него, если решит, что «связанные с содержанием договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы». Собственно, сейчас это, к сожалению, и происходит.

США впервые обвинили Россию в нарушении ДРСМД еще в июле 2014 года. Тогда они заявили о якобы разработке в РФ ракеты, имеющей радиус действия от 500 до 5500 км. В 2017 году американские СМИ писали, что речь идет о ракете «Новатор 9М729» (по классификации НАТО SSC-8), которую Россия испытала на полигоне Капустин Яр в 2016 году. Суть претензий заключается в том, что дальность ракеты якобы превышает 3000 км.

20 октября 2018 года президент США Дональд Трамп заявил, что его страна выйдет из ДРСМД, так как Россия, по мнению Вашингтона, нарушает договор. Майк Помпео сказал 4 декабря по итогам встречи руководителей внешнеполитических ведомств стран — членов НАТО в Брюсселе, что Вашингтон прекратит выполнять свои обязательства по ДРСМД, если Россия в течение 60 дней не вернется к исполнению договора.

15 января 2019 года в Женеве состоялись консультации РФ и США в межведомственном формате по ДРСМД. По итогам переговоров заместитель госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Андреа Томпсон в очередной раз обвинила Москву в нарушении договора и подтвердила, что Вашингтон начнет процесс выхода из соглашения 2 февраля, если Россия не уничтожит ракету 9М729.

1 февраля Помпео объявил о приостановке участия США в ДРСМД. Госсекретарь дал Москве шесть месяцев на возвращение «к полному и проверяемому соблюдению договора». Под этим он имеет в виду уничтожение «ракет, нарушающих ДРСМД, их пусковых установок и сопутствующего оборудования». По его версии, США ставили перед Россией, в том числе «на высшем уровне в правительстве», вопрос о предполагаемом нарушении ею ДРСМД «более 30 раз».

Между тем, российские военные и дипломаты неоднократно опровергали обвинения США. В МИД РФ заверили, что ракета 9М729 не нарушает условия ДРСМД и никогда не испытывалась на запрещенную дальность. 18 сентября 2017 года на полигоне Капустин Яр был произведен учебно-боевой пуск этой ракеты на максимальную дальность — она пролетела менее 480 км.

Минобороны РФ 23 января продемонстрировало иностранным военным атташе и представителям российских и зарубежных СМИ пусковую установку «Искандер-М» с четырьмя ракетами 9М729 и транспортно-пусковой контейнер ракеты. Начальник Ракетных войск и артиллерии Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Михаил Матвеевский пояснил на брифинге, что 9М729 не может быть заправлена количеством топлива, которого было бы достаточно для нарушения ДРСМД.

При этом у России есть к США встречные претензии, относящиеся к выполнению ДРСМД. По словам министра иностранных дел Сергея Лаврова, США сами «достаточно вольно трактуют существо договорных обязательств там, где это препятствует созданию важных для них вооружений».

В частности, это касается использования при испытаниях средств ПРО ракет-мишеней (Нera, LRALT и MRT), сходных по характеристикам с ракетами средней и меньшей дальности (США квалифицируют их как разрешенные договором ракеты касса «земля-воздух», российские специалисты считают, что под видом этих пусков проходит отработка технологий производства и применения ракет запрещенной дальности).

Налицо, как минимум, взаимное недопонимание, возникающее из-за того, что нынешнее реалии просто не вписываются в созданный почти три десятка лет назад документ, утверждает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Евсеев.

«США для отработки своих систем ПРО используют ракеты-мишени, которые фактически являются ракетами средней дальности, и Россия считает, что это прямое нарушение договора РСМД, с чем Америка не согласна. Со своей стороны, Россия создает новые ракеты, и в США считают, что они, по сути, являются крылатыми ракетами наземного базирования. Хотя на самом деле речь идет о том, что современные российские ракетные системы имеют специальный вид боевого оснащения, снабженный аэродинамикой — так называемые планирующие боеголовки. Формально к крылатым ракетам наземного базирования они не имеют никакого отношения, поскольку у них совершенно другая траектория полета и другая скорость», — поясняет военный эксперт.

Это относится, в частности, и к ракетным комплексам «Искандер», размещение которых в Калининградской области послужило поводом для обвинений России в нарушении договора. Эти оперативно-тактические ракеты также имеют разные виды боевого оснащения — как баллистические, так и с элементами управления, но также по своим тактико-техническим характеристикам они не являются крылатыми ракетами.

«В то же время, системы ПРО «Иждис», включающие универсальные пусковые установки Mk-41 для ракет-перехватчиков, которые США намерены разместить в Румынии и Польше, могут быть использованы для запуска крылатых ракет Tomahawk с дальностью полета до 2000 километров, запрещенных договором РСМД. Россия настаивала на том, чтобы изменить конструкцию этих установок, но США отказались, сочтя это слишком затратным», — напоминает Владимир Евсеев.

Различия между оперативно-тактическими и крылатыми ракетами наземного базирования начинают стираться. Скажем, Россия создает новый класс ракетных систем, который, по сути, является промежуточным между теми и другими. Примерно то же самое можно сказать и об американской системе ПРО. Договором РСМД подобные нюансы, возникшие уже после его подписания, не предусмотрены — отсюда растущий поток взаимных упреков и обвинений и столь же упорное их отрицание с обеих сторон.

Для спасения договора эксперты предлагают модернизировать его, дополнив новыми протоколами, «привязывающими» ДРСМД к современному уровню вооружений. Это возможно лишь при достижении обеими сторонами достаточной степени доверия, но как раз его сегодня катастрофически не хватает. Шаги России по выходу из ДРСМД является на этом фоне абсолютно закономерными.

Другое дело, говорит политолог Дмитрий Суслов, что необходимо договариваться. Все понимают, что размещение американских ракет средней дальности наземного базирования в странах Центральной и Восточной Европы чрезвычайно опасно и создаст фактически предвоенную ситуацию. Потому что в условиях кризиса у России не будет другого варианта, кроме как уничтожить эти ракеты превентивным ударом.

«Подлетное время этих ракет, в случае их размещения в Польше, до Москвы и российской территории в целом, ничтожно мало для того, чтобы принять решение. Просто обострение международной ситуации будет создавать стимул для нанесения превентивного удара и уничтожения данных ракет», – предупреждает эксперт.

В общем, наибольшее беспокойство из-за развала ДРСМД должен испытывать Старый свет. Как заявил спикер ГД Вячеслав Володин, США сделали мишенью европейские страны. Американцы «разрушают архитектуру глобальной безопасности в мире, которая создавалась десятилетиями», —подчеркнул глава нижней палаты.

Анализируя плюсы и минусы сложившейся ситуации для России, Дмитрий Суслов указывает, что Москва приобретает возможность производить и размещать ракеты малой и средней дальности в условиях, когда другие страны во всю производят и размещают эти ракеты. Условия договора не соответствуют нынешней стратегической ситуации, когда стратегическая стабильность перестала носить двусторонний российско-американский характер.

Россия и США по полной программе учитывают в своей ядерной политике и в своей военной политике фактор третьих ядерных держав, в первую очередь Китая. В этой связи приобретение свободы рук в области ракет средней и меньшей дальности не является негативным, является даже необходимым шагом.

Вместе с тем, выход из ДРСМД ускорит ядерную гонку вооружений в Азии, поскольку главной причиной выхода из США является фактор Китая, говорит Дмитрий Суслов. И гонка вооружений в Азии ускорит развитие ядерной программы Китая, Китай будет еще более ускоренными темпами превращаться в полноценную великую ядерную сверхдержаву и пытаться выходить на уровень России США по качеству и количеству ядерных вооружений.

И это будет косвенно негативно влиять на Россию. Будет сокращаться разрыв между российским и китайским ядерным потенциалом, потому что США неизбежно будут участвовать в полномасштабной гонке ядерных и неядерных вооружений с Китаем и это будет создавать тревожную психологическую ситуацию для России. Эксперт выражает надежду, что Россия не будет втягиваться в эту гонку. Но риски все равно возрастут.

В этой связи следует обратить внимание на недавнее заявление президента Путина, что Россия не будет втягиваться в новую гонку вооружений. При этом глава государства подчеркнул, что российские ракеты средней и меньшей дальности не будут размещаться в тех или иных регионах мира прежде, чем аналогичное оружие не разместят там США.

В целом эксперты констатируют, что ситуация в сфере стратегической стабильности фундаментально изменилась. Традиционный контроль над вооружениями, который носил двусторонний советско-американский и российско-американский характер и основывался на ограничении и сокращении отдельных определенных видов носителей ядерного оружия и самого ядерного оружия, устарел.

Необходимо найти ему замену. Новая система должна носить многосторонний характер и фокусироваться не на ограничениях и запрещениях вооружений, а на системах коммуникации, диалогах и режимах транспарентности.

По счастью, надеются эксперты, американский истеблишмент также понимает чудовищные риски, связанные с возможным размещением в Восточной Европе ракет средней и меньшей дальности. Учитывая это, вряд ли Вашингтон в ближайшее время пойдет на такой шаг. Ведь, в отличие от времен Карибского кризиса, в сегодняшней, куда более сложной стратегической обстановке предотвратить прямое военное столкновение и ядерную эскалацию значительно сложнее.