Выборы депутатов Заксобраний и городских советов в 2019 году: одномандатники теснят партийные списки

Выборы депутатов Заксобраний и городских советов в 2019 году: одномандатники теснят партийные списки

29 мая 2019 г. 17:38

Александр Пожалов, директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ

Александр Пожалов, директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ

31 мая стартует новый цикл выборов губернаторов и Заксобраний, а с 10 июня в регионах начнут официально объявлять и выборы муниципальных глав и местных депутатов, намеченные на Единый день голосования в сентябре.

На примере нынешнего цикла видно, как региональные и местные выборы в России становятся всё менее партийными – и это может стать важным сигналом в преддверии приближающейся кампании в Госдуму в 2021 году. Ведь на фоне долгих разговоров о партийной реформе и перезагрузке старых партий, которые, однако, пока не принесли какого-то практического результата, одним из альтернативных способов для власти упростить свою задачу на думской кампании может оказаться увеличение числа одномандатных округов за счёт сокращения доли депутатов-списочников.

В ближайшем сентябре предстоит переизбирать 13 Заксобраний и 21 столичный горсовет в тех регионах, где прошлые выборы такого уровня состоялись в 2014 году (ещё в одном областном центре – Челябинске – городская дума будет выбрана методом делегирования депутатов из райсоветов). Для избирательной системы это был год не только зарождения «крымского консенсуса» власти и системной оппозиции, но и важной отложенной реформы. Именно перед ЕДГ-2014 в федеральный закон внесли норму о том, что Заксобрания достаточно формировать по партийным спискам не наполовину, а всего лишь на 25%. А Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю и вовсе дали право полностью уйти на мажоритарные выборы, только по округам.

В 2014 году новой нормой воспользовалась только Москва: в столице сразу отказались от партсписков, сформировав Мосгордуму по 45 округам. В остальных регионах, где выбирали депутатов Заксобраний, пропорциональный элемент (доля мандатов по партспискам) тогда «весил» столько же, а то и больше (в Крыму, Севастополе, Горном Алтае), чем мажоритарный. А депутаты Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии избирались только по партспискам, что традиционно для северокавказских республик с их кланово-этническими и религиозными особенностями.

К 2019 году ситуация в этих регионах изменилась. После проблем «Единой России» на выборах, с которыми партия столкнулась прошлой осенью, теперь общая доля мандатов депутатов Заксобраний, распределяемых по округам, выросла с 42% (276 мандатов из 661 пять лет назад) до 47% (310 из 659). А если не учитывать две особые северокавказские республики с полностью пропорциональной моделью голосования, то уже 58% кресел в остальных Заксобраниях займут одномандатники.

На сокращение доли партсписков ниже 50% пошли в Марий Эл (25% списочников), Горном Алтае (27%), Хабаровском крае и Тульской области (тут партспискам оставлена 1/3 кресел). Хотя год назад такой возможностью воспользовался всего один регион, где проходили выборы в Заксобрание (протестная Архангельская область).Ослабит роль партийной компоненты и отмена общерегиональной тройки партсписка в Тульской области и Хабаровском крае. Здесь заимствовали недавний опыт Ярославской области, и все партсписки разобьют на местные группы, без общей лидерской части.

Смотреть таблицу 1 – Избирательные системы на выборах депутатов Заксобраний

Зато благодаря сокращению числа списочных мандатов на выборах в Заксобрания в ряде регионов уменьшится размер округа. С одной стороны, это подчёркивает актуальность формулы «Двор – единица политического пространства», которую в 2016 году вывел Вячеслав Володин применительно к кампаниям одномандатников в Госдуму.

С другой – сейчас снижение размера округа может оказаться на руку и оппозиции, ведь в компактном округе вести кампанию проще и дешевле. Да и в 2018 году, на фоне общего роста недовольства властью, на выборах сразу в несколько Заксобраний (Иркутская область, Забайкалье, Ульяновская область) и крупных горсоветов (в Тольятти, Новгороде, Димитровграде, Кинешме) «Единой России», слабо выступившей там по партспискам, не удалось добрать до однопартийного большинства даже за счёт побед своих одномандатников.

Малопартийными окажутся выборы в административных центрах субъектов РФ. 79% депутатских кресел (467 из 589) в столичных горсоветах распределят только по округам, хотя данный показатель чуть улучшился (в 2014 году, когда стало возможно полностью уйти от партсписков в крупных муниципалитетах, в областных центрах сразу 82% мандатов разыграли по округам).

Осенью я писал, что для замера перспектив партийного бренда к выборам в Госдуму 2021 года «Единой России» сейчас было бы полезно вернуть пропорциональный компонент на выборах советов депутатов в средних городах. Смешанную систему вместо мажоритарной действительно ввели в Кургане (у партсписков 50% мест), Туле (43%), Пензе (29%). По традиции по партспискам распределят все мандаты в столице Ингушетии, как и в более крупных городах республики. С 2014 года осталась неизменной смешанная модель на выборах горсобраний Элисты (72% мест для партсписков), Владикавказа, Симферополя и Брянска (по 50% списочников и одномандатников).

А вот в Мурманске и Благовещенске от смешанной модели, наоборот, отказались. Только на бумаге просуществовали партсписки на выборах гордум в Чите, Анадыре и Биробиджане: в 2014 году депутатов в этих городах выбрали по округам, затем в уставы внесли нормы о смешанной системе, но к 2019 году их отменили, так и не опробовав на практике.

Смотреть таблицу 2 – Избирательные системы на выборах депутатов областных центров

Нечасто, по предварительным оценкам, в ЕДГ-2019 получится поставить галочку за партсписок в избирательном бюллетене в нестоличных городах, муниципальных районах и городских поселениях. Хотя во многих регионах пройдут значимые городские выборы (например, в Ростовской, Владимирской, Пензенской, Иркутской, Волгоградской областях, Хабаровском крае), в основном горсоветы будут сформированы только по мажоритарным округам.

Лишь в отдельных, часто небольших муниципалитетах Тверской, Новгородской, Астраханской областей, Красноярского края, Сахалина и Забайкалья, Бурятии, Якутии пока запланированы выборы по смешанной системе.

Впрочем, более полная картина муниципального уровня выборов проявится к середине лета.