Статанализ в политике не следует абсолютизировать

Статанализ в политике не следует абсолютизировать

14 мая 2019 г. 15:24

Помешать победе оппозиционера в бедном регионе может выдвижение Кремлем в губернаторы варяга. К такому выводу пришла группа экспертов, обнародовавших итоги своего труда в докладе «Факторы конкурентности на выборах глав регионов в 2012–2018 гг.»

Как сообщают «Ведомости», с помощью статистического анализа эксперты, к примеру, установили, что динамика реальных доходов населения в регионе оказывает наибольшее влияние на успех кандидата от власти и по мере ухудшения социально-экономической ситуации эта взаимосвязь будет только усиливаться. Кроме того, на результат провластного кандидата влияет явка избирателей – чем она выше, тем лучше его результат. А вот в отношении укорененности кандидата в регионе зависимость обратная: если власть выдвигает на выборы варяга, то шансов избраться у него больше.

Авторы исследования предположили, что успех кандидата власти находится в прямой зависимости, в частности, от динамики реальных доходов жителей, высокой явки, членства кандидата в «Единой России», низкой безработицы в регионе, более высокого уровня голосования за «Единую Россию» или Владимира Путина на федеральных выборах и от факта рождения кандидата в этом регионе. А неудачей на выборах грозит допуск к ним большого числа кандидатов, наличие в регионе конкурентной бизнес-среды и высокая доля городского населения.

По мнению главы Фонда ИСЭПИ, политолога Дмитрия Бадовского, математические методы в электоральном анализе полезны и работают, но не стоит их абсолютизировать:

– В частности, сами авторы констатируют, что выявленные закономерности требуют дополнительной интерпретации - как в случае с явкой, когда задаются вопросом идёт ли речь о реальной или частично фальсифицированной активности избирателей.

При этом регионы реально отличаются по типу политической культуры и электорального поведения - каким-то из них традиционно свойственны относительно высокий уровень явки и консервативность голосования за власть. Это характерно не только для национальных республик, но и для многих регионов центра и юга России. Кроме того, нужно учитывать структуру явки - номинально примерно одинаковый ее уровень может отражать разные феномены - как преимущественно протестной, так и доминирующей подвластной мобилизации. Достаточно сравнить, например, выборы мэра Москвы в 2013 и в 2018 годах.

Одним из главных результатов исследования выдвигается высокий уровень корреляции негативных электоральных эффектов для власти с падением доходов населения.

Этот вывод выглядит интуитивно понятным и очевидным, однако его проверка очень сильно зависит и «плавает» от качества статистики, которое у нас известно низкое, а кроме того периодически происходит пересчёт данных задним числом и изменение методики расчета. Тем не менее, власть очевидно исходит из того, что негативные социально-экономические показатели - фактор риска и в том числе поэтому проводит активную политику их профилактики, например усиленную кадровую ротацию.

В любом случае, важно учитывать и анализировать выявляемые закономерности не изолированно, а в комплексе. Явка и ее эффекты взаимосвязаны, например, с конкурентностью линейки кандидатов. Электоральный же эффект фактора снижения доходов будет сильно зависеть (и зависел в том же 2018 году) от того, идёт ли речь о переизбрании на новый срок действующего главы, ассоциирующегося с депрессией, или об избрании нового руководителя, который, в ряде случаев, напротив, олицетворяет надежды на какой-то рывок в развитии региона.

В конечном счете, проблемность региональных выборов в этом году будет, главным образом, определяться конкретной конфигурацией кампании - именно она активирует или нет явку, протестную мобилизацию, проявление других факторов.Сложны регионы с губернаторами, идущими на переизбрание (Волгоград, Ставрополь) или с ощутимым антирейтингов действующего главы (Петербург, Сахалин).

Но даже здесь многое будет зависеть от того, как выстроится линейка оппонентов, будет ли в ней потенциал доведения ситуаций до второго тура.Ряд других регионов также могли бы оказаться непростыми, но преимущественно в том случае, если бы среди кандидатов-оппонентов оказались известные региональные политики. К примеру, Шеин в Астрахани или Гартунг в Челябинске.