KPI для губернаторов – формальные показатели реальной популярности

KPI для губернаторов – формальные показатели реальной популярности

26 апреля 2019 г. 16:13

Президент Владимир Путин утвердил своим указом показатели для оценки эффективности работы губернаторов.

В перечень включены: уровень доверия к власти (президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам субъектов), количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики, численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.

Также должны учитываться: производительность труда в базовых несырьевых отраслях экономики, уровень реальной среднемесячной заработной платы, объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Кроме того, в перечень входят: уровень бедности, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, естественный прирост населения, количество семей, улучшивших жилищные условия, уровень доступности жилья.

В оценке будет учитываться доля городов с благоприятной городской средой, качество окружающей среды и уровень образования. Наконец, KPI для губернаторов включает долю соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог.

 

Губернаторам поручено ежегодно, до 1 апреля, представлять в правительство доклады о достигнутых результатах.

Политолог Аббас Галлямов напоминает, что это далеко не первый список KPI для губернаторов, который внедряет федеральный центр:

– Предыдущие попытки ни к чему не привели. Думаю, ничего не поменяется и в этот раз. Кремлю надо менять сам подход, в рамках которого он считает, что федеральные чиновники лучше самого губернатора знают, чем он должен заниматься. Страна большая и достаточно разнообразная, набор приоритетов в разных регионах разный. На местах лучше знают свои проблемы и сами должны определять, куда имеющиеся ресурсы тратить. Отвечать губернаторы должны на перед Кремлём, а перед собственным населением. История доказала, что это единственный способ сделать экономику эффективной, а население - удовлетворённым.

Внедрение разнообразных критериев из инструмента реального управления давно уже превратилось в простой пиар-инструмент. Если поначалу в его действенность в Кремле верили, то теперь никакой надежды на это ни у кого нет. С помощью этих критериев федеральные власти пытаются продемонстрировать, что они не просто плывут по течению, а хоть что-то делают. На избирателя, впрочем, это тоже давно уже не производит никакого впечатления.

Заместитель директора «Центра политических технологий», политолог Алексей Макаркин сомневается в том, что KPI станут объектом манипуляций со стороны глав субъектов:

– Если раскроются приписки, то судьба губернатора будет весьма неутешительной. Например, уволенный губернатор за недостаточную эффективность все равно может потом устроится в жизни, а вот губернатор, уволенный за приписки – это уже уголовное дело.

Я думаю, что большинство губернаторы достаточно рациональны, чтобы этого не делать.

Что касается нормативов, то проблема в том, что у нас есть нормативы министерства экономического развития, нормативы успешности региона в социально-экономической сфере. Там тоже много параметров – ВВП, объем инвестиций на душу населения, безработица, розничная торговля, платные услуги, коэффициент плотности автомобильных дорог, социальная инфраструктура. И когда речь заходит о принятии кадровых решений, то чаще всего обращают внимание не на эти показатели, а на какие-то другие.

С одной стороны, это может быть аппаратное влияние губернатора, его связи, прочностные характеристики его позиции. А с другой стороны (и в последнее время это усиливается) – общественная реакция на действия губернатора. Если тебя население отвергает, то это может быть основанием для отставки. Не какой-то набор показателей решает судьбу губернатора, а представление о том, переизберется он или нет. Особенно после того, что было в прошлом году, когда некоторые губернаторы проиграли выборы.

Наверное, после этого основным критерием является не столько соответствие каким-то формальным показателям, сколько представление о том, изберут его или нет. Могут быть замечательные показатели, но может быть усталость этого человека, моральный износ. Год назад в Хабаровском крае были нормальные показатели у губернатора Шпорта, он сам и не предполагал, что может проиграть. Но он проиграл выборы. Орлова во Владимирской области тоже не была в числе особо отстающих.

Когда решается судьба губернатора, значительную роль играет фактор избираемости. Если раньше в спорных ситуациях губернатора оставляли (если не возникали серьезные аппаратные и политические проблемы), то сейчас, скорее, увольняют. На всякий случай, чтобы не было неожиданных проблем. Главное не цифры, хотя они тоже играют роль! Если у тебя сразу несколько показателей проседают, то это звоночек, но главное – это избираемость или не избираемость.

Критерии эффективности будут не столько решать судьбу губернатора, сколько будут держать губернатора в тонусе. Эти критерии по сути дела, приоритеты развития региона. Если он проваливает их совершенно, это серьезный звонок. И избиратели это тоже наверное почувствуют, и таким образом тема критериев и тема избираемости не совсем совпадают, здесь могут быть пересечения.