Закон о надежном Рунете будет использован в крайнем и маловероятном случае

Закон о надежном Рунете будет использован в крайнем и маловероятном случае

12 апреля 2019 г. 17:48

Госдума на пленарном заседании в четверг приняла во втором, основном чтении законопроект об обеспечении устойчивой работы российского сегмента интернета в случае отключения от глобальной инфраструктуры всемирной сети.

Авторами инициативы выступили глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас, его первый заместитель Людмила Бокова и депутат Госдумы Андрей Луговой.

Ко второму чтению в текст было внесено 27 поправок, большинство из которых уточняют полномочия государственных органов.

Отвечать за «координацию обеспечения устойчивого, безопасного и целостного функционирования на территории РФ сети интернет» будет Роскомнадзор. Предусматривается, что в случае возникновения угроз стабильной работе интернета в России ведомство «может осуществлять централизованное управление сетью связи общего пользования».

При этом правительство будет определять виды угроз и меры по устранению. В том числе кабмин будет определять «случаи управления техническими средствами противодействия угрозам и передачи обязательных к выполнению указаний».

Вводятся правила маршрутизации трафика, в соответствии с которыми весь обмен трафиком должен будет осуществляться через определенные точки обмена, включенные в специальный реестр.

В случае окончательного одобрения закон должен вступить в силу с ноября 2019 года, за исключением положений о криптографической защите информации и о национальной системе доменных имен, которые начнут действовать 1 января 2021 года.

Представляя документ на пленарном заседании, глава профильного комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин указал, что попытки называть законопроект «китайским фаерволом» или законом «об автономном интернете» не имеют ничего общего с сутью.

Речь идет о создании дополнительных условий для стабильной работы российского сегмента интернета в условиях попыток оказать какое-либо воздействие на сеть извне, подчеркнул он.

Впрочем, не все эксперты разделают оптимизм законодателей. Заместитель директора «Центра политических технологий», политолог Алексей Макаркин считает, что закон несет в себе серьезные риски, поскольку авторы документа не вполне представляют себе законы функционирования глобальной сети:

– Отключить интернет, к тому же такой массовый, как Рунет, невозможно. Система функционирует так, что какая-то одна страна или группа стран не могут этого сделать.

У американцев нет кнопки, на которую можно нажать и вырубить эту систему. Интернет функционирует по-другому. Это во-первых.

Во-вторых, может возникнуть соблазн, не дожидаясь попыток отключить Рунет со стороны внешних сил, самостоятельно заняться активным регулированием национальной части Сети. К примеру, отсечь ту информацию, которая может противоречить государственным интересам. Сейчас идут блокировки сайтов, но все равно абсолютное большинство интернет-ресурсов доступны россиянам.

Сейчас можно отключить отдельные ресурсы, но остальное свободно и доступно. А в дальнейшем может возникнуть соблазн построить уже национальный суверенный Рунет исходя не из принципа «что не запрещено, то разрешено», а из принципа «что не разрешено, то запрещено». Мы видим это на примере борьбы с Telegram. Есть опасения, что с появлением этого закона такая практика может быть расширена.

Политтехнолог Дмитрий Фетисов отмечает, что на законопроект есть много негативных отзывов, но призывает не драматизировать ситуацию:

– Если говорить о необходимости закона, то он несомненно необходим. В виду того, что опасность любой цифровой угрозы в XXI веке просто огромна, и любое государство хочет контролировать в том числе своё интернет-пространство на случай агрессивных действий со стороны другого государства.

Аналогичные законы есть в США, у развитых западноевропейских стран, и здесь нет ничего необычного. Это закон можно назвать необходимым.

Многие пророчествуют, что Россия строит чуть ли не железный занавес. Такого рода мнения основываются на недостаточном изучении текста законопроекта. Второй немаловажный момент, как будет выглядеть его использование. Действительно, при определённых условиях закон можно использовать для создания условного железного занавеса в цифровой сфере. Но мне кажется, это маловероятно, что кто-то из представителей исполнительной власти на это пойдёт, потому что общественное возмущение будет очень огромное.

Вообще, на практике мы вряд ли увидим применение этого закона. Маловероятно, что внешнеполитическая обстановка до того накалится, что необходимо будет применить этот законопроект. Вся шумиха вокруг этого законопроекта нагнетается в большей степени искусственно.