Потребительское поведение в политическом контексте

Потребительское поведение в политическом контексте

29 марта 2019 г. 15:04

Фонд «Общественное мнение» опубликовал результаты очередного социологического опроса, посвященные потребительному поведению россиян.

Ученые, к примеру, обратили внимание, что люди по-разному относятся к росту цен. Одни компенсируют этот рост сокращением личных расходов. Другие – повышением личных доходов. Так вот выяснилось, что первых сейчас насчитывается 47%, вторых – 43%. При этом тенденция такова, что число экономных медленно падает, а число ищущих дополнительный заработок плавно растет.

Председатель совета директоров Фонда ИСЭПИ, политолог Дмитрий Бадовский подчеркивает, что социологи выясняли особенности поведения людей в магазинах, но выводы и последствия здесь вполне могут касаться поведения граждан на выборах:

– По данным ФОМ, за последние два-три месяца 78% граждан заметили рост цен в магазинах, которыми они повседневно пользуются. Последний раз показатель был столь же высоким в 2015-2016 годах.

Это ведёт к тому, что люди вынуждены менять своё потребительское поведение. 34% заявляют, что в последнее время стали покупать более дешевые продукты, 27% - покупают меньше, чем раньше, а 22% заявляют, что от некоторых продуктов они теперь отказываются. Экономят чаще всего на мясе, птице, рыбе, сыре с колбасой и фруктах.

В целом же, 39% граждан отмечают, что за последние полгода стали экономить на продуктах питания больше, чем ранее. Эта цифра, вроде бы ниже, чем в предыдущие годы (в тех же 2015-2016 годах о необходимости больше экономить заявляли около 50%). Но здесь надо понимать, что сейчас у многих экономить ещё больше просто уже не получается, пояса затянуты и так.

Особенно хорошо это видно на данных по группам с разными доходами. В целом, ограничивать себя больше и больше вынуждены бедные - как известно, для них потребительская инфляция всегда выше, чем в среднем. А постоянный выбор между покупкой чего-то в продуктовом и платежом за ЖКХ весьма насущный.

А самый высокий показатель того, что люди ограничивают себя в продуктах больше, чем раньше - 52% - в группе населения с доходами от 8 до 12 тысяч рублей в месяц.

менно в этой категории находится больше всего пенсионеров. И именно пенсионеры чаще других ходят на выборы.