Громкий уход Ford и тихий приход Toyota

Громкий уход Ford и тихий приход Toyota

29 марта 2019 г. 14:58

Если смотреть на любое национальное инфополе с точки зрения математики, то оно обладает так называемой "фрактальностью", то есть рассматривая один элемент можно понять свойства системы в целом, и зачастую эти свойства не могут вызвать никаких положительных эмоций. Если посмотреть на интерпретацию и реакцию на новость о решении американской компании Форд о выходе из России, то можно легко увидеть все свойства российского инфополя и медиа-среды, которая одну из ключевых ролей в создании специфической российской атмосферы тотальной безнадежности.

Первоначальный инфоповод выглядел следующим образом: "Американский автоконцерн Ford задумался о полном исходе с российского рынка — выходе из всех совместных предприятий и отказе от экспорта автомобилей в Россию. Однако рассматриваются и более мягкие варианты сокращения присутствия на российском рынке". Новость немедленно стала вирусной, а соцсети заполнились комментариями экспертов, которые соревновались в артистизме в плане продвижения тезиса "уход Форда - признак кризиса и бесперспективности российской экономики".

Наиболее высокоинтеллектуальные эксперты придумали даже более продвинутую версию, и объявили уход Форда признаком смерти российского среднего класса и повышения социального расслоения в России, причем эта версия позволяла одновременно объяснить хорошие результаты Автоваза и строительство новых мощностей Мерседес у нас в стране: на "жигулях" ездят бедные люмпены с условного Уралвагонзавода, а на "мерсах" - богатые чиновники, коррупционеры и силовики, а вот средний класс - якобы умер в объятьях "путинской стабильности" и убил спрос на автомобили средней ценовой категории.

Буквально через два дня в инфополе появились две интересные новости на ту же тему. "В Ernst & Young ждут роста российского рынка легковых и легких коммерческих автомобилей в 2019 году на 5%, в дальнейшем темпы роста будут ускоряться примерно на 1 процентный пункт в год", сообщает Коммерсантъ.

Вторая новость: "Автоконцерн Toyota подал заявку в Минпромторг на заключение специнвестконтракта (СПИК), компания планирует инвестировать в развитие производства в России 20 млрд руб. в ближайшие 10 лет, рассказал «Интерфаксу» представитель вице-премьера Дмитрия Козака."

Очевидно, что эти инфоповоды просто рвут на части весь дискурс о коллапсе российского среднего класса и автомобильного рынка вместе с ним. Очевидно, что на этом фоне любое СМИ и любой эксперт, заинтересованные в сохранении хотя бы минимальной иллюзии объективности должны были бы посыпать голову пеплом и пустить в эфир сакральную формулу: "все не так однозначно!", попутно объяснив читателям и зрителям, что истерика - это плохо, а учет всех фактов при составлении своего мнения - это хорошо.

По понятным причинам этого сделано не будет, ибо это неинтересно и невыгодно никому. Это неинтересно условно оппозиционным СМИ и комментариату - ибо это ломает дискурс о загнивающей и порванной в клочья российской экономике. Это неинтересно условно провластным СМИ и комментариату - ибо не приносит кликов и лайков, а политического заказа на рациональное освещение российской экономики у них нет и скорее всего никогда не будет.

А потому не следует удивляться последствиям: когда у аудитории в голове абсолютно апокалиптическая картина мира и российской реальности, то запрос на появление на политической арене шарлатанов-популистов — это всего лишь дело времени. Время — прошло, запрос — сформирован.