Источники заслуживающие доверия

Источники заслуживающие доверия

26 марта 2019 г. 17:11

Большинство россиян по-прежнему больше доверяют телевидению, чем современным средствам информации, например социальным сетям или Telegram-каналам. Об этом говорится в исследовании группы ЦИРКОН, результаты которого были представлены в медиа-центре «Известия».

Согласно данным исследования, 63% респондентов считают отечественные телевизионные программы наиболее надежным источником получения достоверной информации о происходящем в стране и мире. Сведениям, полученным от друзей или знакомых, согласно опросу, доверяет 31% респондентов. Еще 28% участников исследования назвали в качестве надежного источника информации новости в поисковых системах, а 22% доверяют сообщениям в соцсетях.

Наименьшим спросом в качестве источников информации у россиян пользуются различные Telegram-каналы (4%) и сообщения зарубежных СМИ (3%). Авторы исследования подчеркивают, что уровень доверия россиян зависит от возраста респондентов. Например, в молодежной среде (от 18 до 24 лет) доверие к новостям «из телевизора» (44%) практически такое же, как к сообщениям из социальных сетей (40%) и новостных агрегаторов (43%).

Генеральный директор Исследовательской группы ЦИРКОН, представившей исследование, Задорин Игорь в интервью «Политаналитике» рассказал о его основных выводах:

  • В настоящее время медиа сильно фрагментировали общество по отдельным нормативным стилям, и более того, создали такие стилевые ниши, в которых человек прибывает довольно комфортно и автономно. Перестали существовать универсальные медиа.

Раньше телевизор транслировал те самые универсальные нормы, которые обеспечивали единство страны, ценностное единство общества. Сейчас уже не так. Медиа (в т.ч. телевидение) транслируют не те ценности, которые должны бы быть нормой, а ценности, которые успешно потребляются (продаются), то есть очень разные, таргетированные под разные аудитории.

Интернет демонстрирует и транслирует высочайшую дифференциацию предлагаемых ценностных позиций и предлагаемых «картин мира». При этом, заметим, существует очень серьезная дифференциация по потреблению разного рода каналов. В соцсетях, где складываются новые социальные связи и локализуются нормы и стили поведения, сидят 96% молодежи до 24 лет и только 21% старшего поколения, и это закрепляет принципиально разные картинки мира у этих групп.

Таким образом, современные медиа-механизмы и сегодняшнее медиа-пространство «работают» на серьезную фрагментацию общества, связанную не с реальными социальными позициями, а с разными картинками мира, с которыми живут наши граждане. И это не менее важный фактор «усложнения общества», чем усложнение социальной структуры».

Большинство россиян (65%) полагают, что в их ближайшем окружении больше согласия и сплоченности, чем несогласия и разобщенности. Но если задать вопрос о стране в целом, то уже 57% считают, «в нашей стране больше несогласия, разобщенности». Почему граждане, наблюдающие вокруг себя относительно «мирную» жизнь и взаимопонимание, не могут сказать того же о стране в целом?

Помимо прочих причин здесь очевидно и влияние масс-медиа. О ситуации в стране в целом граждане судят в большей мере по сообщениям СМИ, а те в свою очередь для того, чтобы пробить себе дорогу к глазам и ушам своих зрителей, слушателей и читателей намеренно радикализируют месседж, постоянно рассказывают о конфликтах, распрях и раздорах. Обобщенный телевизор (посмотрите любые ток-шоу) уже не рассказывает что-то, он «кричит, орет и дерется».

Ежедневное потребление телевидения падает, это факт, но это не означает, что его влияние совсем ослабло. Во-первых, надо сказать, что потребление Интернета очень часто является потреблением все-таки изначально телевизионного контента.

А во-вторых, проникновение Интернета исчерпало свои технические возможности, и стало больше зависеть от социокультурных факторов, а эти факторы изменяются медленно, фактически со скоростью смены поколений. Поэтому ТВ еще некоторое время будет вполне влиятельным каналом информации.