«Северный поток-2» как политический фактор экономики ЕС

«Северный поток-2» как политический фактор экономики ЕС

13 марта 2019 г. 10:54

Европарламент проголосовал за резолюцию о политических отношениях Брюсселя и Москвы, в которой содержится предложение остановить «Северный поток – 2». В тексте утверждается, что газопровод усиливает зависимость Евросоюза от поставок российского топлива, а также угрожает внутреннему европейскому рынку и не соответствует энергетической политике ЕС или его стратегическим интересам.

Проект «Северный поток – 2» предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Он пройдет через территориальные или исключительные экономические зоны России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Из перечисленных стран оператору «Северного потока – 2» осталось получить разрешение на строительство только от Дании.

Резолюция Европарламента, в которой содержится призыв остановить строительство газопровода, не имеет обязательной силы и не изменяет регулирующую реализацию этого проекта правовую базу. Вместе с тем, это плохой сигнал для европейского бизнеса, поставленного в зависимость от политической конъюнктуры.

Такого мнения придерживается, например, официальный представитель компании Nord Stream 2 AG Йенс Мюллер. Эта компания, единственным акционером которой является «Газпром», занимается реализацией проекта. Российский концерн профинансирует строительство наполовину, вторую половину средств обязались предоставить европейские партнеры — Shell, OMV, Engie, Uniper и Wintershall.

Мюллер подчеркнул, что строительство газопровода внесет позитивный вклад в достижение целей Энергетического союза ЕС, поскольку обеспечит дополнительный маршрут поставок газа для импорта необходимых объемов. При этом вне зависимости от политических деклараций, реализацию проекта регулирует обязательная правовая база, которую также сформировал Европарламент. По словам Мюллера, в эту правовую базу входят законодательства ЕС, международные конвенции и национальные законодательства тех государств, вдоль которых пролегают планируемые маршрут газопровода.

В общем, Nord Stream 2 AG указывает на то, что политическое решение ЕП, которое не имеет обязательной силы, не может изменить правовую базу, регулирующую проект «Северный поток-2».

В интервью ФБА «Экономика сегодня» профессор РУДН и политолог Юрий Почта отмечает, что подобные документы при отсутствии у ЕС собственной внешней политики и оборонных структур лишь закрепляют за Брюсселем статус «политического придатка» США.

«Заявленные пункты в новой резолюции являются фактически поддержкой политики НАТО по расширению и окружению России военными базами под предлогом того, что РФ представляет военную опасность. Мы наблюдаем отработанную идеологическую схему, с которой не готовы согласиться многие трезвые политики в целом ряде европейских стран», - уверен собеседник агентства.

Как добавляет Почта, нынешнее заявление европарламентариев не учитывает, что проблема европейской безопасности без участия РФ не может быть решена. «Россия остается крупным участником европейского политического пространства, и исключить оттуда нашу страну невозможно, как и решить без нас проблемы терроризма, нелегальной миграции, наркотраффика и многое другое. Нам остается только ждать, когда нас перестанут воспринимать как какого-то конкурента и признают как важного партнера по решению общих проблем», – уверен политолог.

«Отказ от стратегического партнерства произошел намного раньше, поэтому нынешняя резолюция мало что меняет, лишь подтверждает недружественную установку. Сложность отношений с Брюсселем заключается именно в этом – ЕС не собирается нас воспринимать как равного партнера, мы для него как некий политический и экономический конкурент. Когда продолжаются попытки политизировать даже такой выгодный коммерческий проект как «Северный поток-2», то говорить о нормальных отношениях сложно», - считает эксперт.

Раскритиковали резолюцию и российские политики. Так, глава международного комитета Совета Федерации Константин Косачев заявил, что Европарламент выступил и против интересов Европы. По его словам, призыв остановить строительство «Северного потока – 2» играет на руку лоббистам интересов США.

«Не удивлюсь, если в мае избиратели стран Европы и правда изрядно почистят ряды нынешнего антиевропейского Европарламента», — написал Косачев в фейсбуке.«В целом документ выглядит весьма безнадежно. Европарламент элементарно не готов к диалогу и защите позиции лицом к лицу с нами, российскими парламентариями, и попросту боится фактов и альтернативного мнения», – отметил сенатор.

Член комитета Госдумы по международным делам Сергей Железняк заявил РИА Новости, что уходящий состав Европарламента пытается заложить мину в восстановление отношений России с европейскими странами.

«Мы давно наблюдаем процесс утраты Европарламентом политической самостоятельности и пренебрежения задачей по развитию правового поля Европы на основе демократии», — сказал он.

По мнению депутата, Европарламент исправно выполняет функцию «американского рупора» в Европе, транслируя антироссийскую риторику и формулируя необоснованные обвинения и требования в отношении Москвы.

«Намерение ввести новые санкции против нашей страны и остановить проект звучит эхом американских угроз в отношении России и газового проекта, в котором задействованы ведущие страны Европы», — резюмировал Железняк.

Факт в том, что США отчаянно пытаются нарастить долю своего сжиженного газа на рынке ЕС, однако, несмотря на увеличение экспорта, они по-прежнему серьезно проигрывают России и Катару. Здесь надо отметить, что Евросоюз де-факто зависим от российского трубопроводного газа – неважно, идет ли он через «Северный» или «Турецкий» потоки, или через ГТС Украины.

Ежегодный объем газа, необходимый ЕС, превышает 360 миллиардов кубометров. Сжиженный газ способен обеспечить около 20% необходимого объема. Это предельная вместимость хранилищ. И здесь, как минимум, 8 поставщиков. Остальной импорт – это трубопроводное «голубое топливо», которое помимо России поставляет Норвегия и Дания.

Причем по итогам 2018 года 199 миллиардов кубометров газа в ЕС поставил именно «Газпром». Потому, отмечают эксперты, призывы Еврокомиссии снизить зависимость от российского газа выглядят странно. Хотя бы потому, что других поставщиков у Евросоюза попросту нет.

Депутат Госдумы Адальби Шхагошев в разговоре с RT заявил, что призывы помешать строительству «Северного потока – 2» идут против энергетической безопасности Европы.По его словам, изношенность проходящих через Украину сетей, а также ненадежность с ее стороны хорошо известна канцлеру Германии Ангеле Меркель и европейским партнерам.

«Европейский парламент принимает решение с целью ублажить Соединенные Штаты, выиграть политические бонусы, это никак не связано с реальностью», — отметил депутат. Шхагошев подчеркнул, что альтернатив российскому газу у Европы в ближайшее время нет. Парламентарий выразил уверенность в том, что прагматичность европейцев и настойчивость России в этом деле принесут свои плоды.

Эксперты указывают, что направленные против «Северного потока – 2» инициативы стали все чаще появляться по мере того, как реализация проекта подходит к концу. Несмотря на усилия противников «Северного потока – 2», уже уложено 818 километров труб — это ровно треть от общей протяженности газопровода.

Сторонники проекта убеждены, что строительство новой газовой магистрали необходимо. Так, в поддержку «Северного потока – 2» выступает Германия, которая подчеркивает исключительно коммерческий характер проекта. Берлин неоднократно отвергал претензии к газопроводу со стороны Вашингтона, который, в свою очередь, пытается протолкнуть на европейский рынок дорогой американский СПГ.

За строительство газопровода также высказывалась Австрия, заинтересованная в надежности доставки голубого топлива. Кроме того, проект поддерживает Норвегия, правительству которой принадлежат 30 процентов акций компании Kvaerner, одного из подрядчиков строительства.

В общем, по мнению экспертов, за подобными документами скрывается лишь желание отдельных стран набрать политические очки. С другой стороны приходится признать, что доминирование энергетической сферы в структуре торгово-экономических отношений России и ЕС – весьма эффективный инструмент в руках геополитических конкурентов Москвы. Используется он уже давно. Можно вспомнить историю с так называемым Третьим энергетическим пакетом, принятым Еврокомиссией в марте 2011 года. Формально этот документ должен был способствовать либерализации рынка, а на деле сдерживал российские энергетические компании, ограничивая их контроль над поставками газа.

В связи с этим эксперты призывают Европу искать основу для системного взаимодействия с Россией не в продвижении чужих стратегических интересов, а в здоровом прагматизме. Несомненно, в условиях глобальной экономики невозможно решать внутренние проблемы, не соотнося их с внешнеэкономической и внешнеполитической стратегией. Вопрос лишь в том, в какой степени данные стратегии отвечают взаимным интересам и что можно сделать, чтобы сгладить противоречия, которые продолжают тормозить двустороннее партнерство.

Европейская политика диверсификации поставок газа вполне понятна. Но одно дело, если бы речь шла только о поиске альтернативных России более дешёвых поставщиков. В действительности же мы видим лишь стремление превратить нынешнюю взаимозависимость России и Евросоюза в одностороннюю зависимость России от поставок газа в Европу.

Чрезмерная политизация европейцами газовых отношений с Россией может усилить долгосрочные угрозы энергетической безопасности в регионе. Между тем, Россия прежде других заинтересована в бесперебойном снабжении клиентов нефтью и газом, а вовсе не желает использовать вентиль на трубе в качестве энергетического оружия. Россия желает развивать отношения с партнерами базируясь на взаимном доверии. А его как раз и не хватает.

Вопрос доверия здесь ключевой. Вместе с тем, любому здравомыслящему человеку понятно, что Россия нужна Европе так же, как Европа России. Следовательно, необходимо развивать отношения во всех сферах, где это еще возможно. Кстати говоря, похоже формулируют проблему разумно настроенные члены ПАСЕ, когда призывают Совет Европы отказаться от дискриминации России и начать, наконец, разумный диалог. И в ситуации с ПАСЕ, и в ситуации с энергетическими проектами безответственные политические силы используют гуманитарные и экономические связи между народами как полицейскую дубинку. Мало того, что это аморально, это еще и в конечном счете неэффективно.

Впрочем оптимисты полагают, что политизация российско-европейских энергетических отношений не может длится вечно. Так или иначе, европейцам очень долго придется иметь дело с российскими поставками газа и это на самом деле обоюдовыгодное сотрудничество.