Послание президента: семья, здоровье, экономика развития и немного обороны

Послание президента: семья, здоровье, экономика развития и немного обороны

21 февраля 2019 г. 11:04

Президент России Владимир Путин обратился с посланием Федеральному собранию, в котором выразил свое видение стратегических направлений развития России на ближайшую перспективу.

Во внешней политике Россия готова к совместному поиску взаимоприемлемых условий для заключения мирного договора с Японией. Страна не станет первой размещать Европе ракеты средней и меньшей дальности, несмотря на выход США из Договора о РСМД.

В случае создания и размещения американцами в Европе ракет средней и меньшей дальности Россия будет вынуждена ответить зеркально и асимметрично. Россияне хотят иметь дружеские отношения с американцами, никому не угрожают и не заинтересованы в конфронтации. Действия РФ в сфере безопасности носят ответный и оборонительный характер.

Коснувшись внешнеполитических проблем, основное внимание глава государства уделил вопросам внутреннего социального и экономического развития. Президент сформулировал ряд задач, выполнение которых позволит существенно продвинуться в борьбе с бедностью и имущественным неравенством, поднять мобильность российского общества и развить его деловой потенциал.

В частности, по словам Владимира Путина, необходимо расширить круг получателей выплат на детей - с семей, чьи доходы не превышают полутора прожиточных минимумов на человека, до получающих менее двух прожиточных минимумов на члена семьи; распространить льготы по ипотеке для семей с детьми на весь срок кредита, а не только на первые годы; удвоить размер пособия по уходу за детьми-инвалидами и инвалидами с детства первой группы; ввести предельную планку (в 10%) для роста налога на землю; семьям с тремя и более детьми выделять из федерального бюджета 450 тысяч рублей на погашение ипотечного кредита, увеличить льготу по налогу на недвижимое имущество и освободить от налогов на земельные участки размером в 6 соток.

Индексация пенсий и ежемесячных выплат, как считает президент, должна осуществляться сверх уровня прожиточного минимума пенсионеров. Кроме того, он предложил навести порядок на рынке микрокредитования; ввести ипотечные каникулы для тех, кто лишился дохода; проработать программу поддержки индивидуального жилищного строительства. Наконец, максимально быстро принять закон о паллиативной помощи и направить на борьбу с онкологическими заболеваниями не менее 1 трлн рублей в ближайшие шесть лет.

Добросовестный бизнес, уверен президент, не должен постоянно «ходить под статьей»: нужно ограничить поводы для неоднократного продления сроков следствия и содержания под стражей по экономическим делам.

Россияне уже в 2019 году должны почувствовать улучшение жизни в результате реализации нацпроектов, а первые итоги работы по ним будут подведены уже в 2020 году, заявил Путин.

Председатель Совета директоров фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский в интервью «Ведомостям» высоко оценил расстановку акцентов в Послании:

– В прошлом году было много событий, которые повлияли на социальные настроения. Прежде всего, пенсионная реформа, но она «намагнитила» и другие негативно воспринимаемые процессы: рост цен, налогов, отсутствие роста доходов.

Поэтому в нынешнем году для государства важно, удастся ли реальным запуском нацпроектов и их масштабным финансированием перебить негативные социально-экономические эмоции и, тем самым, восстановить рейтинги. Поэтому в послании центральной темой стал как раз комплекс дополнительных программ в области социальной политики.

Путин восстанавливает своё политическое лидерство в социальной повестке и для основных электоральных групп. Рейтинг самого Путина в ближайшее время, скорее всего вырастет, хотя и не достигнет уровней весны прошлого года. В том числе, например, потому, что в пакете новых социальных программ выделяется поддержка молодых семей и пенсионеров, тогда как группа наиболее тяжело переживающих пенсионную реформу «предпенсионеров» сфокусированного сигнала помощи не получила.

Что касается рейтингов правительства, губернаторов и «Единой России», то здесь динамика будет зависеть от того, в какой степени реально будут реализовываться и нацпроекты, и объявленные новые программы. Путин об этом всех предупредил. Многим показалось, что в послании совсем не было блока внутренней политики. На самом деле он был. Президент предупредил, что неготовые интенсивно работать чиновники могут и не начинать. А также поставил временной рубеж оценки эффективности реализации нацпроектов и качества работы власти по изменению жизни людей — начало следующего года. Это значит, что в 2020 году могут быть масштабные кадровые выводы и по правительству, и по губернаторскому корпусу.

Как известно, серьезные кадровые выводы и перестановки — это тоже хороший способ повышения рейтинга власти, прежде всего президентской. Другое дело, его нельзя применять слишком часто. Но примерный срок, когда это может произойти, обозначен.

Политолог Дмитрий Фетисов назвал Послание максимально конкретизированным:

– Президент с самого начала озвучил конкретные задачи перед законодателями и членами правительства, четко обозначив какие шаги и законодательные акты необходимо предпринять.

Очевидно, что Путина беспокоят демографические проблемы. Несмотря на то, что он не так активно затрагивал тему пенсионного возраста, напрямую связанную с демографическими факторами, именно тема улучшения условий жизни в контексте демографической проблемы стала основной в Послании.

Все остальные темы, которые поднимались Путиным в виде конкретных шагов и задач, касались как раз решения демографической проблемы. Он четко ответил на вопрос «просило ли государство вас рожать». Государство «просит рожать» и даже обещает поддерживать.

Президент не обошел вниманием и основные внутренние проблемы, в том числе «мусорную тему». В Кремле понимают их серьезность и понимают бессмысленность стратегии их замалчивания. Но окончательного решения как реагировать на эти вызовы у Кремля нет.

Отмечу, что ключевая аудитория нынешнего Послания — рядовые граждане, а не парламентарии и федеральные элиты. Отсюда и подобный формат. Кремль обеспокоен падением рейтингов институтов власти и Послание - один из шагов по повышению президентского рейтинга. Будет ли этот шаг эффективным? Сомневаюсь. Если только процентов на 5 и на небольшой период, а потом произойдет отток.

Нарушение существующего общественного договора требует других подходов, и в Кремле их пока не нашли. Но сейчас надо смотреть не на рейтинг Президента в текущий момент, а то каким он будет через 2-3 года и удаться ли Путину осуществить задуманное в рамках запланированного «инфраструктурного прорыва», который и станет ключевым проектом его последнего срока на посту главы государства.

Курс на справедливость – так политолог Антон Хащенко определяет главную задачу, поставленную президентом в Послании:

– Глобальной политической — а соответственно и экономической, и социальной — задачей, которой была отведена большая часть Послания, является борьба с бедностью и курс на справедливость. Причем во всех ее проявлениях: материальном — несправедливо, когда у семей не хватает средств для воспитания детей, инфраструктурном — несправедливо, когда дети учатся в школах, где нет элементарных удобств, экологическом — несправедливо, когда крупный бизнес в угоду своим коммерческим интересам портит здоровье россиян, судебном — несправедливо, когда предприниматели сидят за решеткой из-за некачественной работы следствия.

О курсе на справедливость свидетельствует и сам подход к формальностям. Здесь и четко артикулированный тезис о том, что «ни в коем случае нельзя отказывать в помощи только потому, что жизненные обстоятельства человека «немного» где-то и как-то не вписываются в формальные критерии» той или иной государственной программы. И разобранный кейс с несправедливостью по отношению к тем пенсионерам, чьи выплаты были меньше прожиточного минимума и которые в результате ничего не выиграли от обещанной индексации, поскольку параллельно лишились социальных доплат в прежнем размере.

В целом же транслируемый курс на справедливость убедительно отвечает и на другой важный вопрос, который нередко задают в последнее время. А какое наше государство, точно ли социальное? Или выбрало другой путь? Ответ очевиден. Не социальное государство не наращивает так существенно бюджетные расходы на решение социальных проблем, в том числе и за счет запуска масштабных национальных проектов, конечной целью которых является повышение качества жизни людей. А в нашем случае мы видим именно это.