Россия и Беларусь: «Синяя трасса» двусторонних отношений

Россия и Беларусь: «Синяя трасса» двусторонних отношений

14 февраля 2019 г. 15:02

Владимир Путин и Александр Лукашенко проводят трехдневные переговоры в Сочи. Это уже четвертая встреча президентов России и Белоруссии за зиму. Главы двух стран продолжают решать разногласия по вопросам цен на российский газ, а также компенсации в нефтяной сфере при налоговом маневре в РФ. Но, как отмечают эксперты, впервые с декабря прошлого года переговоры двух лидеров проходят в такой неформальной, почти дружеской обстановке.

«Россия остается крупнейшим торгово-экономическим партнером Белоруссии: 49 с лишним процентов приходится на долю России в товарообороте республики», - сообщил перед началом переговоров Путин. Объемы поставок углеводородов - и нефти, и газа - сохраняются на том уровне, о котором стороны договаривались ранее. Отдельно российский президент отметил дисциплинированность Минска в исполнении своих финансовых обязательств. По его словам, это позволяет работать по крупным проектам. «Имею в виду и строительство атомной электростанции, которая находится в завершающей стадии», - пояснил Путин.

В ходе переговоров Владимир Путин хотел бы сверить часы с белорусским коллегой по вопросам интеграции на постсоветском пространстве. Он признал, что в отношениях двух стран «бывают и шероховатости, бывают и проблемы». «Но так, как это и положено между друзьями, надеюсь, что эти проблемы будут решаться так, как они решались, и дальше», - заметил Путин.

В свою очередь Александр Лукашенко подчеркнул незыблемость российско-белорусских отношений, «кто бы что ни писал и ни говорил». Лукашенко также выразил благодарность России за поддержку. Он заметил, что «часто говорит российскому послу»: «экономика Беларуси - это финишное производство российской экономики». «Мы сырье, комплектующие - 60-70 процентов по основной машиностроительной продукции, нефтепереработке покупаем в России, поэтому это наша общая экономика, и, поддерживая нас, вы, конечно, поддерживаете примерно 35-40 миллионов вместе с семьями людей, которые работают на российских предприятиях, которые поставляют в Беларусь продукцию», - сказал он.

Белорусский лидер согласился с Путиным, что «вопросы всегда есть и будут», но подчеркнул, что стороны всегда «развязывают» проблемы. Журналисты поинтересовались у Путина, удастся ли сейчас разрешить все спорные вопросы с белорусской стороной. «Серьезные решения не терпят суеты», — отреагировал российский лидер.

Во время переговоров лидеры двух стран сделали небольшой перерыв и отправились на горнолыжную трассу, чтобы покататься на лыжах. Для этого горно-туристический центр не стали специально перекрывать, и туристы продолжали кататься. Лукашенко и Путин выбрали «синие» склоны - средние по сложности трассы.

По мнению экспертов, в двусторонних отношениях Россия и Белоруссия предпочитают именно этот вариант, избегая «красных» трасс, способных выбросить лыжника на одном из крутых политических виражей. С другой стороны, ни в Москве, ни в Минске не хотят вставать на «зеленую» трассу, где начинающий горнолыжник может ехать по прямой, практически не набирая скорости. При этом то и дело ему приходится отталкиваться палками, чтобы сохранить хоть какое-то движение. Короче говоря, «зеленые» трассы межгосударственных отношений – для политических новичков, а Путин и Лукашенко себя таковыми справедливо не считают.

Как следует из материалов, представленных к встрече Владимира Путина и Александра Лукашенко, в прошлом году Белоруссия увеличила объемы закупаемого в России газа. Если в 2017-м они составили 19 млрд куб. м, то в прошлом году — уже 20,33 млрд куб. м.

Нынешний рост поставок голубого топлива в Белоруссию замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач связал с холодной зимой прошлого года. В беседе с «Известиями» он отметил, что потребление газа соседним государством регулярно «плавает» то в большую, то в меньшую сторону.

Соглашение между Россией и Белоруссией в газовой сфере было заключено в ноябре 2011 года. В 2017-м специальным протоколом, подписанным между «Газпромом» и белорусским правительством, был определен порядок формирования цен в 2018–2019 годах.

Несмотря на это, белорусская сторона периодически поднимает вопрос о снижении для нее оптовых цен на газ, отметил Алексей Гривач. Однако добиться перехода к внутрироссийским ценам Белоруссия может только при условии гораздо более сильной макроэкономической интеграции с Россией, считает эксперт.

Еще одним камнем преткновения между двумя государствами считаются условия поставки российской нефти и нефтепродуктов на белорусские НПЗ в рамках межправительственных соглашений. Введенный в прошлом году РФ налоговый маневр снизил доходы белорусского бюджета от экспорта продуктов переработки российской нефти, что, как известно, вызвало недовольство Минска. Там утверждают, что это нарушает интеграционные договоренности, согласно которым предприятия стран-участниц должны находиться в равных экономических условиях, должны быть сформированы единые рынки всех товаров, включая энергоносители. В Москве на это отвечают, что для единых цен на нефть стороны еще недостаточно продвинулись в интеграции. В частности, напоминают, что договор о создании Союзного государства предусматривал даже введение единой денежной единицы. Власти Белоруссии и местные эксперты в ответ на это заговорили о планах России аннексировать стратегического партнера.

Впрочем, некоторые аналитики призывают не паниковать, допуская, что у России и в мыслях не было присоединить к себе Беларусь. А тема эта возникла, чтобы сбить цену интеграции. В частности, такую мысль высказал белорусский политолог Валерий Карбалевич. Недавно СМИ сообщали о визитах посла России в Минске Михаила Бабича на ряд белорусских предприятий (МЗКТ, Гомсельмаш и др.), что дает некоторые основания говорить о возобновлении интереса Москвы в приватизационным проектам. В связи с этим оптимисты допускают, что в нынешней ситуации Лукашенко даже может согласиться что-то продать, чтобы решить положительно вопрос по поставкам дешевой нефти.

По мнению доцента МГИМО Кирилла Коктыша, несмотря на существующие споры, отношения Москвы и Минска остаются стабильными. Причина столь частых контактов на высшем уровне заключается в том, что любые разногласия, которые должны решаться в рабочем режиме, раздуваются до таких размеров, что урегулировать ситуацию приходится при личном общении двух лидеров.

С другой стороны, скептики констатируют, что клубок противоречий на самом деле гораздо более сложный и запутанный. Как считает политолог Дмитрий Болкунец, Минск стремится получить максимум финансовых ресурсов от российской стороны. Экономическая ситуация в самой России сейчас сложная, в прежних объемах дотировать соседнюю страну Москва не готова. Белоруссия, в свою очередь, не оказывает союзнику поддержки на внешнеполитической арене. Есть также сложности с доступом российских товаров на белорусский рынок. Весь этот комплекс противоречий появился не сегодня, поднимается он уже не в первый раз.

При этом Лукашенко решает две задачи. Во-первых, пытается выбить дополнительные ресурсы. Источник может быть любым — Россия, страны Запада. Во-вторых, стремится сплотить вокруг себя электорат. В последнее время даже оппозиционные силы стали его поддерживать в защите суверенитета.

Политолог напоминает, что Союзный договор был подписан более 20 лет назад. Документ предполагал принятие конституционного акта и появление высших надгосударственных органов двух стран. Эксперт пока не видит модели, чтобы две страны подписали эти документы на паритетной основе. По населению РФ больше Белоруссии в 15 раз, по абсолютному показателю ВВП Россия больше в 25 раз. Паритетное взаимодействие России невыгодно. Более актуальным и жизнеспособным Дмитрий Болкунец считает другую интеграционную инициативу — Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Лукашенко периодически критикует объединение, но и для Минска оно играет важную роль. Больше 80% белорусских товаров продается на рынках ЕАЭС. По многим позициям альтернативы рынкам стран ЕАЭС у Белоруссии нет.

Здесь надо подчеркнуть, что вложения России в Белоруссию в последние годы составляли $6–8 млрд. Страны Запада никогда не выражали готовности субсидировать Минск на такие суммы. Россия является и крупнейшим кредитором Белоруссии. Например, на строительство атомной электростанции в Гродненской области Москва выделила $10 млрд. Минск при этом всегда четко соблюдал договоренности и вовремя выплачивал кредиты. По сути, Москва сейчас — единственный крупный источник займов. Минск также пытался наладить контакт с Международным валютным фондом (но МВФ всегда ставит жесткие условия выделения средств), и с Китаем (в 2010 году Пекин уже предоставил Минску займ на $15 млрд, но это так называемый связанный кредит — деньги нельзя потратить по своему смотрению, на них необходимо купить китайское оборудование, создать определенные производства, и это вызывает у белорусов массу вопросов).

В общем, подводят итог политологи, особой альтернативы у Минска нет – все наиболее реальные его надежды и перспективы связаны с ближайшим соседом. Александр Лукашенко, вероятно, понимает это. Осознают данный факт и в Москве. По всей видимости, стороны в скором времени просто вынуждены будут сходить с «синей» трассы, поскольку положение «ни два, ни полтора» не может сохранятся вечно. Как пишет газета «Белорусский партизан», в ходе первого дня переговоров Александр Григорьевич заверил Владимира Владимировича, что Беларусь никогда не будет поставлять в Россию плохую водку и плохую закуску. Но это слабая компенсация за многомиллардные долги перед российскими налогоплательщиками.