Национальные проекты-2024: экономический суверенитет России и залог процветания народа

Национальные проекты-2024: экономический суверенитет России и залог процветания народа

11 февраля 2019 г. 20:36

Объявлена дата очередного президентского послания Федеральному собранию – 20 февраля 2019 года.

Пока пресса гадает об основных темах речи Владимира Путина, эксперты вспоминают его обращение к парламентариям весной прошлого года. Тогда президент говорил о прорывных военно-оборонных технологиях и основных векторах социально-экономического развития страны до 2024 года, обретших чеканные формулировки в майском указе главы государства.

Масштаб поставленных задач поражал. Они запредельны и при этом абсолютно верны. Само собой, появилась масса скептиков. Но весь минувший год правительство работало над «дорожной картой» и по мере конкретизации планов скептицизм уступал место осторожному оптимизму. Ведь при всей разнице и критичности в оценках и суждениях эксперты были едины в том, что пакет национальных проектов — единственно возможный путь укрепить экономический суверенитет страны и залог успеха России в нарастающем противостоянии с геополитическими конкурентами.

Теперь аналитики полагают, что проекты, вероятней всего, будут реализованы. Уверенности в этом добавляет недавняя публикация окончательных объемов финансирования национальных проектов – 25,7 трлн руб. за шесть лет.

Указ, напомним, определил цели и задачи на весь четвертый президентский срок по 12 стратегическим направлениям: демография; здравоохранение; образование; наука; культура; жилье и городская среда; экология; безопасные и качественные автомобильные дороги; производительность труда и поддержка занятости; цифровая экономика; малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; международная кооперация и экспорт.

Для достижения целей по каждому направлению сформированы национальные проекты (инфраструктурный план считается 13-м нацпроектом). Их кураторами стали профильные вице-премьеры, руководителями — федеральные министры, которые несут персональную ответственность за исполнение, а администраторами — заместители министров.

Как уже говорилось выше, общая стоимость реализации национальных проектов составляет 25,7 трлн руб. до 2024 года, следует из материалов правительства. Из них 13,2 трлн руб. выделит федеральный бюджет, 7,5 трлн руб. найдут во внебюджетных источниках, проекты на 4,9 трлн руб. профинансируют бюджеты регионов. Еще 147,8 млрд руб. возьмут из средств государственных внебюджетных фондов.

О том, что расходы на майский указ по «сугубо предварительным» расчетам составят 25 трлн руб., премьер-министр Дмитрий Медведев говорил еще в мае прошлого года. В сентябре председатель Счетной палаты Алексей Кудрин заявил, что разработанные тогда нацпроекты обойдутся в 27,2 трлн руб., причем расходы из паспортов самих проектов превышают средства, заложенные на них в федеральном бюджете в ближайшие три года.

Нацпроекты доработали к концу года — о завершении их формирования Медведев объявил 24 декабря. При этом, по словам премьера, правительству «пришлось приложить определенные старания», чтобы найти деньги на нацпроекты: оно приняло решение увеличить НДС с 18 до 20%, скорректировать акцизную политику, а также перераспределить источники финансирования ряда госпрограмм.

Самым дорогим нацпроектом стал план модернизации магистральной инфраструктуры. Его стоимость составляет 6,35 трлн руб. без учета бюджета энергетической части плана: 3 трлн руб. обеспечит федеральный бюджет, 58,7 млрд руб. — регионы, а оставшиеся 3,3 трлн руб. привлекут из внебюджетных источников.

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» потребует 4,78 трлн руб., «Экология» — 4,04 трлн руб. Бюджет нацпроекта «Демография», целью которого является увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет и увеличение коэффициента рождаемости, составляет 3,11 трлн руб.

Менее существенной нагрузкой для бюджета станут нацпроекты по производительности труда и поддержке занятости (52,1 млрд руб.), культуре (113,5 млрд руб.) и малому и среднему предпринимательству (481,5 млрд руб.). Нацпроект «Цифровая экономика» обойдется в 1,6 трлн руб. без учета альтернативных источников финансирования.

Помимо стоимости нацпроектов правительство опубликовало сроки их реализации, из которых видно, что все программы уже начали выполняться: часть — с 1 января 2019 года, часть — еще с октября—декабря прошлого года (сроки выполнения истекают 31 декабря 2024 года). Правительство расписало «календари событий» для нацпроектов, а также раскрыло целевые показатели (опубликовав не только те из них, что уже были в майском указе или «Основных направлениях деятельности правительства», но и более детализированные индикаторы). В каждый нацпроект включено от трех до 11 федеральных проектов.

При этом, по мнению первого вице-премьера и министра финансов Антона Силуанова, нацпроекты – это не столько ресурсы, сколько инструмент управления задачами и целями. Это инновация в госуправлении. Министр уверен, что с учетом выстраивания системы от федерального до муниципального уровня для решения глобальных задач и с учетом выстраивания системы мониторинга, системы вовлеченности всех органов власти и местного самоуправления Россия осуществит поставленные задачи.

Цели майского указа и нацпроектов в основном выражены в цифрах (увеличение продолжительности здоровой жизни до 67 лет, снижение доли перегруженных автодорог на 10%, рост объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. м в год и т.д.), однако некоторые сформулированы более абстрактно, например «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» из нацпроекта по образованию.

Дело, конечно, не только в формулировках. Можно сказать, что нацпроекты-2024 знаменуют собой новую эру в истории страны. По сути, здесь мы имеем дело со сверхидеей о том, что Россия должна совершить рывок, ее экономика – выйти на новый уровень, а граждане – получить новое качество жизни. Само собой, на этом пути возможны временные задержки. Это даже в некоторой степени неизбежно, учитывая грандиозность планов.

Но если россияне в ближайшей перспективе почувствуют эффект от реализации нацпроектов в разных сферах жизни, в том числе в медицине, в инфраструктуре и в возможности развивать бизнес, если Россия вдохновится ими, национальные проекты станут своего рода «скрепой», восстанавливающей взаимное доверие народа и власти, несколько подорванное пенсионной реформой. Возможно, при подготовке нынешнего послания Федеральному собранию, президент учтет этот фактор и разовьет тему прорывного развития страны.