Реконструкция всех уровней власти продолжается

Реконструкция всех уровней власти продолжается

23 января 2019 г. 9:26

Обзор прессы 23 января

Ряд федеральных СМИ обратили внимание на представленные экспертами предложения по регистрации кандидатов разных уровней, а так же на грядущие изменения в кабинете министров.

«Ведомости» сообщают, что смягчить муниципальный фильтр на выборах губернаторов, упростить правила регистрации кандидатов в региональные парламенты, перенести единый день голосования на конец октября и снять ограничения, затрудняющие присутствие наблюдателей и СМИ на избирательных участках в день голосования, – вот минимальный набор поправок в избирательное законодательство, которые, по мнению экспертов, необходимо принять уже к следующим выборам.

Как рассказал в четверг на заседании круглого стола «Выборы-2019: надо ли смягчить закон?» руководитель временной рабочей группы научно-экспертного совета при Центризбиркоме по подготовке срочных изменений федеральных законов о выборах Аркадий Любарев, проект подготовленных экспертами поправок уже передан в кремлевскую рабочую группу по изменению избирательного законодательства, которую возглавляет первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко.

Однако сроки поджимают: с учетом стандартного срока прохождения законопроектов через Госдуму и времени, которое потребуется региональным законодателям на приведение своих законов в соответствие с этими поправками, на выдвижение инициативы остается меньше месяца, с ней надо успеть до середины февраля, подсчитал Любарев.

«Независимая газета» в связи с этим напоминает, что глава ЦИК России Элла Памфилова уже анонсировала на февраль очередной раунд обсуждения всех перечисленных тем в администрации президента.

Издание также рассказывает, что круглый стол под названием «Выборы-2019: надо ли смягчать закон?» провела временная рабочая группа по подготовке срочных изменений в избирательное законодательство. В научно-экспертном совете при ЦИКе она была создана в конце прошлого года специально для подготовки доклада Памфиловой перед администрацией президента.

Прошедшая тогда дискуссия оказалась непродуктивной: в Кремле были больше склонны разговаривать о внедрении на выборах новых информационных технологий, а не о коррекции и тем более отмене старых – административных. Тем не менее было решено, что в феврале пройдет очередное заседание рабочей группы при администрации президента. И вот там, как было заявлено, возможно, уже пойдет разговор и о муниципальном фильтре, и о прочих необходимых смягчениях закона.

Таким образом, нынешний круглый стол экспертов можно рассматривать как некую подготовку общественного мнения к этому мероприятию или даже попытку оказать на его повестку определенное медийное воздействие. Кстати говоря, это уже вполне отработанный самой Памфиловой метод. Напомним, что перед своим походом на Старую площадь 21 декабря председатель ЦИКа провела под своей эгидой несколько публичных слушаний по поправкам в выборные законы.

Поэтому неудивительно, что на круглом столе активный участник рабочей группы при Центризбиркоме – член совета движения «Голос» Аркадий Любарев опять жестко поставил вопрос о муниципальном фильтре. По его мнению, этот механизм намеренно устроен таким образом, чтобы не допускать конкурентных выборов глав регионов. И действительно, каждый из параметров мунфильтра – и количество подписей местных депутатов от 5 до 10% их общего состава, и императивная норма географического представительства, и отсутствие максимальной планки числа автографов – становится для кандидатов серьезным препятствием. Преодоление же его для партии или отдельного гражданина возможно только одним способом – через договоренности с властями и «Единой Россией».

Любарев напомнил, что практически все политструктуры и гражданские активисты настаивают на отмене мунфильтра или по крайней мере на его серьезной либерализации, вариантов которой предложено уже множество. Сам эксперт высказался за придание фильтру факультативного характера: мол, кандидат должен получить право самостоятельно выбирать, какие подписи ему искать – то ли муниципалов, то ли жителей данного региона.

Важным направлением либерализации избирательного законодательства на круглом столе было определено решение проблемы самовыдвиженцев. Тот же Любарев напомнил о ЕДГ-2018, когда победы оппозиции показали гражданам, что выборы все-таки могут быть легальным способом смены власти. Однако, с другой стороны, отмечается в докладе экспертов, высокая протестная активность привела к избранию руководителями ряда субъектов РФ лиц, не совсем готовых к управлению ими в нынешних сложных социально-экономических условиях.

Поэтому-то разрешение на свободное участие самовыдвиженцев, пояснили на круглом столе, будет способствовать появлению среди претендентов большего числа настоящих профессионалов, многие из которых не видят для себя возможности баллотироваться от какой-либо оппозиционной партии. Поэтому, потребовали эксперты, федеральный Центр должен настоятельно рекомендовать регионам провести необходимые изменения в законах.

До недавнего времени свобода самовыдвижения была зафиксирована в законодательстве одной Москвы. Потом – исключительно по политическим причинам – к ней присоединились и другие субъекты РФ. Например, Приморский край. Сейчас же начался настоящий парад корректировки региональных выборных правил – прежде всего там, где намерены избираться назначенные президентом врио.

Однако проблема действительно в том, что такие изменения делаются под конкретное лицо – представителя власти, а всем остальным самовыдвиженцам их право отменяют по ходу процедуры регистрации кандидатами. Кстати, и введение того же факультативного характера муниципального фильтра тоже придется отдавать на откуп регионам, а стало быть, это станет еще одной разновидностью административного ресурса.

РБК подробно останавливается на теме реорганизации аппарата правительства РФ. Об этом изданию сообщили источники в кабинете министров. Цель реформы — сокращение дублирующих функций профильных департаментов и секретариатов вице-премьеров. Реорганизация завершится через месяц.

Реформирование должно завершиться в течение месяца, подтвердили РБК в пресс-службе правительства. «Мы исключаем дублирование функций и четко очерчиваем компетенцию вице-премьеров», — подчеркнули в пресс-службе.

Обсуждение целесообразности реорганизации идет с момента формирования нового кабинета, цель — сократить число дублирующих функций профильных департаментов и секретариатов вице-премьеров, которые в настоящее время занимаются в том числе подготовкой решений по развитию тех отраслей экономики, которые входят в компетенцию вице-премьеров, пояснили источники РБК. «Ориентируемся на весну», — уточнил федеральный чиновник. О том, что окончательное решение будет принято в начале весны, РБК сказал и правительственный чиновник.

Одна из концепций реформы предполагает, что реорганизация приведет к усилению секретариатов вице-премьеров и расширению их штата, говорят три источника РБК. «Сейчас отраслевые департаменты и секретариаты вице-премьеров фактически дублируют друг друга. Поэтому бывают случаи, когда роспись поручений идет на секретариат вице-премьера, а потом сразу в министерства, минуя профильные департаменты», — заметил федеральный чиновник.

Другой источник РБК говорит, что обсуждается возможность реорганизации подразделений аппарата правительства для расширения функционала секретариатов вице-премьеров за счет профильных департаментов. В этом случае департаменты правительства во многом становятся аналогом бэк-офисов для вице-премьеров, подтверждает другой сотрудник в правительстве.

В частности, обсуждалось, что аппарат поделят между профильными вице-премьерами, чтобы они могли влиять в том числе на кадровую политику в департаментах, рассказывает близкий к правительству собеседник РБК. «И чтобы [вице-премьеры] брали на себя ответственность за принимаемые решения и не жаловались, что аппарат им мешает», — добавляет он. Этот вариант серьезно усиливал вице-премьеров и ослаблял министерства: «Аппарат правительства перестал бы выполнять роль арбитра между вице-премьерами и министрами, став продолжением аппаратов вице-премьеров», — поясняет источник РБК.

Такая схема реорганизации нравилась заместителям председателя правительства, говорит собеседник РБК. Однако ее еще осенью отклонил премьер-министр Дмитрий Медведев, утверждает источник. «Но нынешний вариант [реорганизации] по сути и смыслу такой же», — уточняет собеседник, не раскрывая содержания модели.

Альтернативная концепция реорганизации противоположна по содержанию, рассказали три источника РБК в правительстве. Ее логика заключалась в том, чтобы сократить штат секретариатов, говорит федеральный чиновник. В этом случае основная работа по подготовке решений правительства ложится на отраслевые департаменты, а секретариаты вице-премьеров будут ограничены техническими функциями, рассказал сотрудник правительства.

Существует и комбинированный вариант, предполагающий сокращение секретариатов и переподчинение отраслевых департаментов вице-премьерам, сказал еще один источник РБК в правительстве.

Переустройство аппарата часто происходит после назначения нового кабинета, напомнил член экспертного совета при правительстве Александр Брагин. «Реорганизация аппарата правительства соответствует тренду оптимизации и повышения качества госуправления», — сказал он РБК. По его словам, решение о реорганизации могло быть принято после анализа работы, в том числе национальных проектов.