Дисбаланс власти и социальное государство

Дисбаланс власти и социальное государство

21 января 2019 г. 17:24

Председатель Госдумы Вячеслав Володин считает, что необходимо расширить полномочия Федерального Собрания для того, чтобы, в том числе, устранить дисбаланс ветвей власти.

По его словам, это непосредственно вытекает из статьи 94 Конституции России, в соответствии с которой «Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации».

"То есть, именно парламент обязан реализовывать запрос граждан на соблюдение и максимально полную реализацию их конституционных прав, обеспечивать представительство соответствующих интересов граждан, а также парламентский контроль», - добавил спикер.

«Ни в коем случае не замахиваясь на основополагающие положения, но вместе с этим, возможно, найти формат с участием судей Конституционного суда, ведущих ученых в области конституционного права, экспертов и посмотреть, как Конституция и нормы в развитии Конституции работают сегодня», - сказал Володин.

Кроме того, размышляя о конституционных нормах, Вячеслав Володин заявил, что в законодательстве следует полнее раскрыть определение "социальное государство".

«Политаналитика» напоминает, что ранее на встрече президента Владимира Путина с представителями обеих палат Федерального собрания Володин предложил проанализировать эффективность работы норм основного закона, которому в прошлом году исполнилось 25 лет.

«Речь идет о том, как добиться их максимально качественной реализации, адаптировать к новым вызовам и требованиям времени. Какие для этого необходимы новые трактовки или дополнительные законодательные решения, которые отвечали бы запросам людей и коренным задачам развития страны», - отметил спикер нижней палаты Парламента.

Глава Политической экспертной группы, политолог Константин Калачев убежден, что реализация социальных конституционных прав граждан - залог общественной стабильности:

– Растущее разочарование и сомнения в социальном характере нашего государства, захватывающее часть общества, нужно как-то купировать. Видимо об этом думал председатель Госдумы Вячеслав Володин, когда предложил более полно раскрыть в законодательстве понятие "социальное государство".

Есть запрос общества, надо реагировать. Новые вызовы, новые вопросы, новые требования, новые реакции.

Государство, служащее интересам общества, должно заботиться о социальной справедливости, минимизации социальных различий, недопущении социальных конфликтов, социальной защите нетрудоспособной, достойной оплате труда работающих, перераспределении материальных благ для помощи нуждающимся и обеспечения всеобщего благосостояния. То, что руководство законодательной ветви власти об этом помнит и озабочено реализацией социальных прав граждан, уже хорошо.

Будем надеяться, что исполнительная власть тоже понимает, что реализация социальных прав граждан требует совершенствования как правовых механизмов, так и эффективного государственного менеджмента. Предложение Володина расширить полномочия Федерального собрания в вопросах парламентского контроля за правоприменением и анализа того, в какой мере действующие законы обеспечивают реализацию этих прав в том же русле.

Политолог Дмитрий Фетисов вслед за своими коллегами подтверждает наличие общественного запроса на социальную справедливость:

– Широкая дискуссия к 25-летию Парламента и Конституции вылилась в конкретные шаги. Заявления Вячеслава Володина о необходимости полного раскрытия понятия «социальное государство» и расширении полномочий Федерального Собрания появились не просто так.

Общественный запрос на четкое определение «социального государства» существует давно и именно сейчас, после начала той же самой пресловутой пенсионной реформы, федеральная власть имеет полное право ответить на подобный запрос. Заодно раз и навсегда обозначив свою позицию по заявлениям в духе «государство ничего вам не должно», вырывающихся из уст ряда некомпетентных региональных чиновников.Отмечу, что не менее актуален и запрос на расширение полномочий Парламента.

Тезис «У нас неплохие законы, но слабое их исполнение» уже несколько лет не теряет своей популярности. И увеличение возможностей парламентариев по контролю над исполнением законопроектов как раз один из шагов по решению этой проблемы.

И тема «социального государства», и заявление Володина о дисбалансе ветвей власти связаны непосредственно с тем, что Парламент сыграет одну из ключевых ролей в реализации «майских указов». И это видится вполне логичным. Уточнение определение «социального государства» и парламентский контроль за реализацией «майских указов» увеличивают шансы на то, что их исполнение окажется эффективным.

По мнению политолога Антона Хащенко, спикер Володин переводит дискуссию о возможной корректировке Конституции на новый уровень, наполняя ее конкретикой:

– Озвученные предложения, во многом, пересекаются с теми вопросами, которые ставил в своей статье глава Конституционного суда Валерий Зорькин. При этом, с одной стороны, они призваны успокоить тех, кто боится, что из Основного закона страны пытаются изъять какие-либо положения, связанные с правами и свободами – это не так. С другой, - способствуют выполнению запроса на социальную справедливость.

Вице-президент Центра политических технологий, политолог Алексей Макаркин бросает ретроспективный взгляд на 1993 год, когда принималась современная российская Конституция:

– До этого Съезд народных депутатов выглядел, как большой эмоциональный митинг, где поминутно звучали требования отправить президента в отставку и сделать это не позднее, чем к нынешнему вечеру. Тогда, старую по сути конституцию РСФСР меняли и латали под новые реалии. В результате до того ее доштопали, что к Конституции пропало всякое уважение. Причем уважение не было ни у левых, ни у правых.

Напомню кратно, что новейшая Конституция появилась на фоне драматического гражданского конфликта, когда в центре Москвы стреляли по зданию Верховного совета, к тому времени уже распущенного. И, конечно, новая конституция была реакцией на все предыдущие процессы, там была усилена роль исполнительной власти и ограничивались возможности власти законодательной.

Но по прошествии четверти века был наработан определенный опыт законодательных инициатив, опыт взаимодействия ветвей власти. И что важно, в последнее время накоплен опыт парламентских слушаний и консультативных механизмов, которые позволяют делать законы более адекватными, качественными и учитывающими разные мнения. На повестке дня встал вопрос исполнения законов. Потому что история России свидетельствует о том, что на всех ее этапах законы исполнялись плохо. А значит кто-то должен их контролировать.

Контрольная функция парламента сейчас представляется актуальной, а главное общественно одобряемой. Тем более, раз законодатели принимают законы, кажется вполне естественным, чтобы они не оставляли их на произвол судьбы, а следили за реализацией.

Кроме того, это важно и в контексте возможных изменений в законодательстве, для обнаружения и ликвидации в уже принятых законах уязвимых мест. Поэтому предложение Володина о расширении возможностей парламента можно только одобрить.