Предновогодние встречи президента Путина

Предновогодние встречи президента Путина

26 декабря 2018 г. 10:29

Обзор прессы 26 декабря

Федеральные СМИ посвятили свои передовицы встречам президента России Владимира Путина. Накануне днем и вечером глава государства провел переговоры со своим белорусским коллегой Александром Лукашенко, а после этого встретился с главами обеих палат российского парламента.

«Известия» пишут, что встреча президента России Владимира Путина и его белорусского коллеги Александра Лукашенко продолжалась почти четыре часа с небольшими перерывами. Поначалу переговоры глав двух стран проходили с участием членов делегаций двух стран. От России присутствовали министр финансов Антон Силуанов, глава МИДа Сергей Лавров, вице-премьер Дмитрий Козак, министр экономического развития Максим Орешкин, а также посол России в Белоруссии Михаил Бабич.

Белорусскую сторону представляли вице-премьеры Игорь Петришенко и Игорь Лященко, министр финансов Максим Ермолович, глава МИДа Владимир Макей, а также посол в России Владимир Семашко.

Одним из основных моментов встречи стала тема компенсации выпадающих доходов Минска после налогового маневра Москвы. Россия же делала акцент разговора на обсуждении периодических нарушений со стороны Белоруссии таможенного режима.Под налоговым маневром понимается постепенное обнуление экспортной пошлины на нефть и повышение ставки НДПИ в 2019–2024 годах. При этом у Белоруссии возникают дополнительные издержки при увеличении цены на нефть из РФ и снижении экспортных пошлин на нефтепродукты.

После переговоров официальный представитель Кремля Дмитрий Песков подтвердил сообщение о достигнутой договоренности президентов России и Белоруссии Владимира Путина и Александра Лукашенко провести еще одну встречу до конца 2018 года.

Пресс-секретарь белорусского лидера Наталья Эйсмонт также заявила, что лидеры двух стран согласовали еще одну встречу для принятия неотложных решений. Кроме того, официальный представитель отметила, что после прошедших переговоров позиции России и Белоруссии сблизились.

РБК напоминает, что встрече двух лидеров предшествовали резкие высказывания с обеих сторон. За день до вылета в Москву Лукашенко сказал, что не будет больше называть Россию братским государством. «Потому что, как меня информируют, в России это не воспринимается. Якобы пришли новые люди, которым это понятие неприемлемо. Что же, будем партнерами», — пояснил президент Белоруссии.

В России на это отреагировал сначала Силуанов, а потом и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Первый заявил о потере доверия к Белоруссии. «Нельзя быть односторонним, выгоды односторонние иметь; вы наш сосед, наш союзник по Союзному договору, но в последнее время доверие потеряно», — сказал Силуанов. Вице-премьер припомнил «все эти растворители», подсанкционную продукцию, которая идет в Россию через Белоруссию, подакцизные товары — «сигареты низких сортов», тоже нелегально попадающие на российский рынок из Белоруссии. Песков, говоря об отношениях с Белоруссией, также не стал использовать слово «братские», назвав их «особыми союзническими».

Из-за завершения налогового маневра в российской нефтяной отрасли, который предполагает постепенное обнуление к 2024 году экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты (сейчас составляют 30–100% от нефтяной пошлины в зависимости от вида нефтепродукта) и повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), стоимость российской нефти для Белоруссии увеличится. Дело в том, что Белоруссия как член Евразийского экономического союза (ЕАЭС) получает эту нефть без пошлин, а в результате налогового маневра окажется на равных с другими покупателями. Минск оценивает свои потенциальные потери из-за этого в $10,8 млрд в течение шести лет (до 2024 года) и просит у Москвы компенсацию.

По оценкам Силуанова, нефтегазовая субсидия белорусам составляет $2 млрд в год — «огромные деньги». «Мы бы хотели встречные шаги. Мы должны знать, за что такую субсидию должны давать нашему соседу», — сказал он. «Наш налоговый маневр — это наше внутреннее дело. Если хотите, чтобы мы создавали такие же условия для ваших нефтепереработчиков, давайте равновыгодную политику нефтепереработчиков, давайте равновыгодную политику проводить», — добавил вице-премьер. В середине декабря он также уточнял, что Россия не давала Белоруссии каких-либо обещаний выплатить компенсации за налоговый маневр.

Еще одна причина для спора между Москвой и Минском — тарифы на российский газ. 6 декабря, во время саммита ЕАЭС в Санкт-Петербурге, Александр Лукашенко пожаловался на невозможность конкурировать с Россией из-за того, что для белорусских потребителей газ стоит $130 за 1 тыс. куб. м, в то время как для россиян в соседней Смоленской области — $70. В ответ на это Владимир Путин возразил, что если бы Россия поставляла газ в Белоруссию по рыночным ценам, то Минск бы платил более $200 за 1 тыс. куб. м. Вечером в тот же день белорусский лидер сообщил журналистам, что принес извинения Путину за «бурный» спор о ценах на газ.

Белоруссия ежегодно закупает у России 25 млрд куб. м газа и 24 млн т нефти; это, «пусть даже без таможенных пошлин <…> огромные деньги», заявил Лукашенко 14 декабря на встрече с российскими журналистами. «Когда мы покупаем без таможенных пошлин ваши товары, то вы должны иметь в виду, что и своими товарами мы торгуем на российском рынке без таможенных пошлин», — добавил он, напомнив, что товарооборот двух стран в «лучшие времена» доходил до $47 млрд.

Общий объем импорта Белоруссии за десять месяцев 2018 года составил $32 млрд, из которых на машины и оборудование приходится $7,4 млрд, черные и цветные металлы — $3,2 млрд, продукцию химической промышленности — $4,5 млрд, сказал РБК директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов.

«Коммерсант» также пишет о переговорах Путина и Лукашенко. А кроме того посвятил материал другой встрече российского президента с председателями оеих палат российского парламента.

Президент Владимир Путин на встрече с руководством Госдумы и Совета федерации (СФ) попросил «наращивать открытую и предметную работу с общественными объединениями, с профсоюзами, с бизнесом, самим инициировать независимую гражданскую экспертизу всех законодательных актов и проектов законов».

Спикер Госдумы Вячеслав Володин поднял тему изменения Основного закона. Он предложил «найти формат с участием судей Конституционного суда, ведущих ученых», чтобы «посмотреть, как Конституция и нормы в развитие Конституции работают сегодня», не затрагивая «основополагающие положения».

Вячеслав Володин отметил, что это «точно даст ответы и принесет где-то, может быть, и чувство, с одной стороны, удовлетворения, а с другой стороны, поиска решений», не уточнив, каких. «Есть вопросы в обществе, которые возникают практически каждый раз, когда мы подходим к памятной дате и обсуждаем вопросы, связанные с нормами и положениями Конституции — насколько они эффективны, насколько сегодня они не утратили свою сущность».

«Коммерсант» отмечает, что спикер СФ Валентина Матвиенко 7 декабря в интервью «Парламентской газете» говорила, что «в настоящий момент» не видит необходимости в изменении Конституции. Глава комитета СФ по конституционному законодательству Андрей Клишас заверял, что работа по изменению Конституции сейчас не ведется ни в парламенте, ни в администрации президента (см. “Ъ” от 7 декабря). Обсуждение началось после выхода в «Российской газете» статьи председателя Конституционного суда Валерия Зорькина, в которой он заявил, что «недостатки» Конституции устранимы «путем точечных изменений», а необходимости в кардинальной реформе нет.

Политолог Алексей Чадаев сказал “Ъ” что высказывание спикера «не означает наличие заготовленных планов и сценариев конституционной реформы»: «Это была очередная реплика в продолжение дискуссии, начатой Зорькиным». К примеру, по его словам, «в Конституции многое не соответствует реалиям»: «Администрация президента решает в нашей стране очень многое, а в Конституции о ней — одна строчка, и та невнятная (в ст. 83 указано, что глава государства имеет право формировать свою администрацию.— “Ъ”)».

Следующим шагом, считает господин Чадаев, будет создание «больших дискуссионных площадок». Вопрос заключается в том, как «реализуются положения Конституции, в том числе как происходит законотворчество на основе решений КС, поскольку конституционное судопроизводство — по сути, важная часть конституционной системы, модели живой Конституции,— говорит другой советник спикера на общественных началах, политолог Дмитрий Бадовский.— Современная правовая система страны — это 8 тыс. законов, которые работают на реализацию конституционных принципов. Вопрос в том, насколько хорошо». Он отмечает, что есть «большой социологический запрос именно на реализацию и защиту конституционных прав граждан».

Слова Вячеслава Володина означают, что власть «готова перевести тему конституционной реформы из кулуаров в публичное пространство», полагает политолог Константин Калачев. Политолог Аббас Галлямов считает, что власть пытается «обрести новую легитимность»: «Запрос общества на изменения усилился, и в случае каких-то поправок "по просьбе избирателей" власть продемонстрирует свою заинтересованность в интересах общества». По его словам, сейчас этот эффект особенно нужен власти «в условиях снижающихся рейтингов и роста протестных настроений».

Глава комитета СФ по международным делам Константин Косачев предложил создать реестр «одиозных зарубежных политиков, государственных и общественных деятелей, которые отличились наиболее лживыми высказываниями о нашей стране».