Общероссийский народный фронт. Перезапуск?

Общероссийский народный фронт. Перезапуск?

30 ноября 2018 г. 18:12

Эксперты, комментирующие итоги прошедшего накануне съезда ОНФ, в первую очередь отмечают ротацию в руководстве движения. Эта ротация описывается фразой «вовлечение представителей общественных структур»: напомним, что количество сопредседателей было увеличено, и в их число вошли президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль, руководитель образовательного фонда "Талант и успех" Елена Шмелева, гендиректор "Камаза" Сергей Когогин, проректор РАНХиГС и генеральный директор АНО "Россия — страна возможностей" Алексей Комиссаров, ответственный секретарь Общероссийского общественного движения "Поисковое движение России" Елена Цунаева.

Фактически речь идёт о возобновлении работы Общероссийского народного фронта в том формате, в котором он наиболее успешно действовал в 2012-2015 годах. Собственно целью ОНФ было создание «площадки общественных структур», не привязанных к партийности (в первую очередь — к партии власти), на которой обсуждение и решение социально-политических задач могло бы проходить без перехода в деструктивную, конфронтационную фазу.

Политолог Ростислав Туровский напоминает, что ОНФ был создан в 2011 году на фоне выросшей в то время общественно-политической нестабильности и снижения рейтингов «Единой России»:

«Фронт всегда был ориентирован лично на президента Путина, и поддержка всегда имела взаимный и активный характер. ОНФ удалось сыграть важную роль в процессе стабилизации общественно-политической ситуации после протестов 2011-2012 годов, привлекая активных общественников, в том числе в регионах, реализуя задачи, поставленные президентом, и осуществляя контроль над их исполнением».

В целом ОНФ был создан в рамках общей «философии диалога», согласно которой всякое общественное объединение, имеющее созидательные задачи и достаточно жизнеспособное, чтобы существовать не просто на бумаге — имело право быть услышанным и представленным в структуре, ориентированной непосредственно на главу государства.

Этим, помимо прочего, власти удалось обеспечить «встречную улицу» протестам в тот момент, когда главным капиталом публичной политики оказалось количество выводимых сторонников. В отличие от «менеджерских конструктов», либо ушедших в тень и рассосавшихся, либо просто перебежавших на сторону условной Болотной — ОНФ вывел на улицы вполне осознанных, не имитационных сторонников государственности.Таким образом, со своей задачей ОНФ «володинского периода» справлялся вполне эффективно.

«Он был оком государевым, использовался для того, чтобы держать региональщиков в тонусе. И сейчас возвращается народный контроль, оставаясь при этом площадкой для общения общественников с президентом», - описывает этот период глава Политической экспертной группы, политолог Константин Калачев.

«Представители ОНФ ещё в 2011 году сыграли важную роль в формировании и обновлении думской фракции «Единой России», и эта роль ещё более выросла в 2016 году», - добавляет Туровский.

Дело в том, что из рядов ОНФ вышел целый ряд депутатов Госдумы седьмого созыва и не только, напоминает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.

«Ольга Тимофеева - вице-спикер ГД, она была сопредседателем ОНФ. Вячеслав Лысаков - депутат ГД от одного из одномандатных округов города Москвы, то же работал в структурах фронта. Так же можно вспомнить Дмитрия Морозова – врача, профессора. Он тоже депутат ГД и председатель комитета по здравоохранению, депутат от одного из округов Москвы. ОНФ привел в Госдуму и политику в целом многих».

Не стоит забывать, что из рядов фронта вышли и руководители регионов. Например, Александр Бречалов, руководит Удмуртией. Андрей Бочаров – Волгоградской областью. Александр Богомаз – Брянской.

Среди выходцев из ОНФ есть и чиновники рангом ниже, например Андрей Косолапов – мэр Волгограда.

«Открывали каких-то новых людей в значительной степени из регионов, потому что у нас было ощущение некой столичной тусовки в политике.

А ОНФ стал социальным лифтом для немалого количества людей, которые раньше либо не участвовали в политике, либо участвовали на вторых- третьих ролях. А потом через структуру ОНФ выдвинулись и стали депутатами.

Могу сказать, что тогда у обновляемой Единой России и ОНФ было кадровое взаимодействие. Представители ОНФ шли под флагом ЕР и в списке, и по одномандатным округам на выборах 2016 года. У них были несколько разные задачи, все-таки ЕР – это политическая партия, у нее электоральные задачи, она имеет право участвовать в выборах, а ОНФ не участвует самостоятельно в избирательных кампаниях.

В экспертных кругах был вопрос, что может быть на базе ОНФ будет создана новая партия, которая сможет сменить ЕР, но это оказалось неактуально, потому что ЕР в 2016 году был высокий результат на выборах, она получилась конституционное большинство», - говорит Алексей Макаркин.

Однако в последние два года — после того, как философия подхода изменилась и ставка была сделана исключительно на "таланты эффективных менеджеров" — Фронт в значительной степени «провис» и перестал выполнять на приемлемом уровне свои контрольные и представительские функции. Такой формат привел к риску «утраты повестки» и оказался неподходящим для главной на ближайшие годы задачи — мониторинга реализации Майского Указа о стратегических целях развития.

Ситуация требует по-настоящему действующего инструмента для воплощения политики президента на всех общественных уровнях, и ОНФ приводят к формату 2012-2015 годов, в котором он таким инструментом был.