Франция закрыла свободу слова
22 ноября 2018 г. 9:59
Нижняя палата французского парламента – Национальное собрание – окончательно приняла законопроекты, которые ставят своей целью борьбу с фейковыми новостями.Ключевыми положениями новых законодательных актов являются следующие:
За три месяца до дня голосования кандидаты или партии, участвующие в избирательной кампании, могут обратиться в суд для запрета распространения "ложной информации" в СМИ и социальных сетях.
Все крупные социальные сети, включая Facebook и Twitter, должны обеспечить прозрачность при распространении платного содержания, четко указывая источник оплаты.
Высший совет по аудиовизуальным средствам получит право запрещать вещание масс-медиа, которые "контролируются иностранным государством или находятся под его влиянием", в том случае, если данные СМИ "преднамеренно распространяют ложные сведения", способные повлиять на итоги голосования.
Первый из законопроектов поддержали 347 депутатов при 204 проголосовавших против и 14 воздержавшихся, а второй – 183 парламентария (111 были против и 8 воздержались). Прохождение законопроектов обеспечили, в первую очередь, президентская партия "Республика на марше" и партия "Демократическое движение".
При этом французский Сенат, в котором доминируют представители правоцентристских сил, выступил резко против данных законопроектов, однако у Нацсобрания есть право самостоятельного принятия документов.
В России эти законопроекты были приняты на свой счет, в смысле борьбы французских властей с "пропагандой Кремля" в виде российских структур иновещания – и данная точка зрения имеет под собой существенные основания. RT и Sputnik за последние годы превратились в настоящее пугало и страшную угрозу западной демократии в исполнении западного же мейнстрима.
Однако представляется, что на самом деле все сложнее – и хуже. Можно спорить насколько искренними, а насколько игрой на публику являются опасения Запада по поводу RT, "русских троллей" и хакеров, однако есть реальный феномен, который западные правящие элиты не могут игнорировать – привычные, обкатанные десятилетиями инструменты и методы обработки общественного мнения действительно все чаще и масштабнее сбоят. "Неправильные" результаты выборов на Западе уже перешли из формата единичных исключений в устойчивый и все усиливающийся тренд.
В этой ситуации совершенно логичным – в представлении западного истеблишмента – является создание инструмента, который позволит оперативно реагировать на медиа-ситуации, идентифицируемые системой как угроза, с целью купировать их. Российские СМИ тут выступают, скорее, как повод, причем раздутый самим Западом в своих интересах, чтобы было что предъявлять в качестве пугала.
Так что принятые Нацсобранием законопроекты являются вполне логичным в этой ситуации шагом. За исключением одного небольшого аспекта.
Самым интересным будет момент, когда французские правящие элиты обнаружат, что они могут запретить вещание неугодного СМИ и закрыть вредоносные, по их мнению, посты в соцсетях, но что необходимого эффекта все эти действия не обеспечивают. Поскольку забанить действительность за окном у своих избирателей возможности у них нет никакой.